МОУ «Васильчуковская СОШ» Предметная неделя, как показатель творчества учителя, и как одна из форм повышения интереса учеников к урокам истории Автор: Миникеева М.А.,учитель истории МОВасильчуковская СОШ» Ключевского района Алтайского края Васильчуки 2009
Приоритетными задачами современной школы являются: Приоритетными задачами современной школы являются: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка; формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Следовательно, использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности.
Активные методы обучения - методы, включающие учащихся в процесс "добывания знаний" и развития мышления, позволяющие: стимулировать мыслительную деятельность учащихся; раскрыть способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; формируют творческое мышление учащихся.
Активные методы обучения: игровой метод; метод критического мышления; проектный метод; практическое занятие Активные методы обучения: игровой метод; метод критического мышления; проектный метод; практическое занятие Одной из форм учебно – воспитательного процесса, составляющего часть воспитания, является внеурочная работа по истории. Правильно поставленная внеклассная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеурочная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности.
Предметная неделя – одна из многочисленных форм внеурочной работы. В последнее время активизируется поиск и широкое использование методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории вообще и внеурочной работы по предмету в частности.
Принципы организации внеурочной работы Принципы организации внеурочной работы добровольность участия и самостоятельность; имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности; направляется учителем; содействует углублению знаний учащихся в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей
Задачи предметной недели повышение уровня заинтересованности учащихся к истории в целом, истории Родины, родного края, понимание закономерностей, связь их с современностью; сочетание различных составляющих её элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности учащихся и педагогическому замыслу учителя; развитие познавательного интереса, любознательности учащихся.
Подготовка предметной недели необходимо определить цели, задачи мероприятий, их содержание; определить деятельность учащихся и руководящего этой деятельностью учителя; составить план проведения Недели истории, где указать темы и формы занятий, время их проведения и исполнителей.
Особенность подготовки При составлении плана недели истории необходимо учитывать: условия, в которых работает школа; возможности свои и учащихся; интересы учащихся; привлекать самих учащихся, при этом учитывать их предложения и пожелания.
Руководящая роль учителя осуществляется по следующим основным направлениям: определение содержания работы; постановка учащимся заданий; указание основных источников получения знаний; помощь в выборе форм работы; консультирование учащихся в процессе выполнения заданий и координирование их деятельности; изучение совместно с учащимися выявленных ими исторических сведений; участие в оформлении собранного учащимися материала; использование этого материала в учебной работе.
Трудоемкость работы Неделя истории требует от учителя: больших временных затрат; постоянной работы над собой; постоянного пополнения, обогащения своих знаний; повышения общетеоретического, методического и общепедагогического уровня; В то же время эта работа даёт учителю широкий простор для проявления инициативы и творчества и возможность стать настоящим мастером своего дела.
Предметная неделя способствует формированию побуждений к творческому исследовательскому труду учащихся. Развивает умения: находить нужную книгу в библиотеке; составлять библиографию по теме; пользоваться справочной литературой; готовить рефераты по нескольким источникам; выступать с докладами, сообщениями перед аудиторией.
Формы организации работы в рамках предметной недели активизируется работа политинформаторов (хорошо забытое старое); организуются тематические вечера, конференции или «круглые столы»; выпуск стенных газет по предмету, используя компьютер можно выпускать настоящую школьную газету необходимым тиражом (где опубликовать заметки о новых археологических открытиях, исторические кроссворды, ребусы, рисунки, стихотворения, эссе, рассказы о походах по родному краю, результаты участия школьников в исторических олимпиадах; демонстрация фоторепортажей с использованием интерактивной доски; экскурсии, походы; КВН; литературно –исторический вечер; викторины.
Проведение недели – это не развлечение для учащихся, а одна из форм организации обучения. Требует обязательной связи с программным курсом обучения, углубляет, дополняет его и тем самым повышает уровень образования и развития учащихся.
Список источников История. Обществоведческие дисциплины. Предметные недели в школе.Выпуск 1. Учитель, 2003 г. Данилина Е.А.,