Технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности И.В.Орлова, Липецкий институт развития образования
Второе дыхание школы - Жизнь после уроков…
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полно мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ( Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО)
Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников Неотъемлемая часть образовательного процесса в школе Способствует в полной мере реализовать требования ФГОС Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся Аудиторных занятий не должно быть более 50% Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты Преимущества: предоставление учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие учащихся
Н аправления внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное
Виды внеурочной деятельности Познавательная деятельность Игровая деятельность Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность Художественное творчество Социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность) Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность
Образовательная программа Образовательное учреждение Учреждение культуры, спорта Учреждение дополнительного образования Совместная программа деятельности
1. Федеральный уровень Закон РФ «Об образовании» ст.14, п.5; ст. 15. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования», от г., 373 ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования Концепция духовно-нравственного воспитания Примерная программа духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся Базисный учебный образовательный план учреждений РФ, реализующих основные образовательные программы начального общего образования Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении».
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» СанПиН от г. 189 Приказ Минобрнауки РФ 1241 от г. регистрационный от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от г. 373» Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих; Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации ( Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. 761нг.
Кадровые возможности Внеурочная деятельность Макетирование из бумагиПодвижные игры Изобразительное искусство «Весёлый карандаш»ЛФК «Очумелые ручки»Хореографические занятия «Весёлый каблучок» «Страна Мастеров»«Раз – ступенька, два – ступенька…» Занятия по хоровому пению «Весёлые нотки»Моделирование детской одежды Кукольный театр «Петрушка» «Родной дом» (Истоки) «Ты – словечко, я – словечко»«Мой край родной» «За страницами школьного учебника»Юный турист «Незнайкина грамота»«Первоклашка » Английский для малышей«Развивайка » «Юный Инспектор Движения»
Результаты и эффекты
Три уровня результатов
Типы образовательных программ внеурочной деятельности
Требования к оформлению
Технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности 1.Титульный лист; 2.Пояснительная записка (с опорой на нормативно-правовую базу); 3.Методическое обеспечение программы («Управление программой», «Условия реализации программы»); 4.Учебно-тематический план; 5.Содержание программы;
Технология разработки образовательной программы внеурочной деятельности 6.Список используемой литературы (в двух вариантах); 7. Приложение.
Из Конвенции о правах ребёнка « Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт»
Приглашаем к сотрудничеству! Кафедра управления образовательными системами ЛИРО Т. 8-(4742)