Предметный тренинг как форма компетентностной практики Кандидат психологических наук В.А. Львовский Город Чебоксары. 28 марта 2013 года Всероссийская научно-практическая конференция «Компетентностные практики образования и учет индивидуальных достижений»
Двойная процессуальность – это плохо! Урочные формыВнеурочные формы Предметные результаты Метапредметные результаты Правильное обучение культурным учебным предметам должно давать качественные предметные и метапредметные результаты. И то, и другое задает новые горизонты двойного целеполагания (диалектическая спираль). Новые предметы (метапредметы) лучше не вводить или вводить с осторожностью и как можно позже.
Двойное целеполагание О результатах образования надо научиться говорить на двух языках: предметном («грамотности») и метапредметном («компетентности»). Педагогическое действие, задачи, оценки, коррекционные процедуры – все должно быть «окрашено в два цвета»: предметный и компетентностный Двойное целеполагание не должно приводить к удвоению процессов!!!
Компетентность и позиция учителя Предметник Наставник Консультант Проблематизатор Тьютор Тренер Помощник Управленец Организатор Эксперт Ритмичность. Цикличность. Продуктивность. Орудийность/Средственность/Функциональность
Проектная задача в начальной школе Образовательное событие и модули Разновозрастное сотрудничество Межпредметная координация Концентрированное обучение (погружение, мастерские, лаборатории) Исследовательские и социальные проекты Школьные научные конференции Сетевые проекты Тренинги и другие интенсивные формы Образование в каникулы: «Летние стратегические игры», «Нооген» и др. Олимпиады МАРО …
Что мешает хорошо сдать ЕГЭ по физике Учительские Ученические Личностно- компетентностные (УУД) Предметно-содержательные Структура знаний Навыки решения Математика
Проблемы ученические и их преодоление ЗНАНИЯ: структура и логика физики УМЕНИЯ: понимание текста, схематизация, символизация НАВЫКИ: алгебраические, графические и геометрические преобразования ПАМЯТЬ: символы, формулы, уравнения, графики, векторы ОПЫТ: прикидка, оценка, округление, анализ ответа
Предметные тренинги 1. Недельное погружение в предмет – тренинг понимания 2. Интенсивное суточное погружение – тренинг освоения Развертывание способа действия Свертка и схематизация способа
Периодизация культурного развития по Д. Б. Эльконину освоение знаковых средствосвоение смыслов 1-2 кл 5-6 кл 8-10 кл
Школьный курс физики в возрастной рамке (конкретизация)
Ритмы курса физики в деятельностном аспекте Предметная линия (физика)Методология физики УБ
Как устроена физика (к вопросу о структуре знаний) ФИЗИКА ДИСКРЕТНОГО (СТРУКТУРНАЯ ФИЗИКА) ФИЗИКА НЕПРЕРЫВНОГО ( ПОЛЕВАЯ ФИЗИКА) Пространство – время Сила – импульс Работа – энергия Экспериментальный и теоретический методы Математические методы