Овладение навыками самостоятельной проектной и исследовательской деятельности учащимися начальной школы Презентация выполнена учителем начальных классов МБОУ СОШ 24 Васильевой С. О.
Проектная деятельность - действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» Е.Г. Каган В условиях реализации ФГОС процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Безусловно, одной из разновидностей такого подхода является проектная и исследовательская деятельность.
Проект Метод проекта – это одна из личностно- ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проект Информационный Творческий Исследовательский Исследовательское поведение в современном мире рассматривается как стиль жизни современного человека Ролевой
Классификация проектов по продолжительности Мини-проекты (1 ч); Краткосрочные проекты (2-6ч); Среднесрочные (12-15 ч); Долгосрочные проекты (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.
Проблема исследования заключается в том, что технология проектной деятельности слабо проработана в методике начального обучения. В то время как существует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе. заключается в том, что технология проектной деятельности слабо проработана в методике начального обучения. В то время как существует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе.
Проблемы у обучающихся начальной школы Низкая мотивация Не могут применять знания Не могут находить информацию Не могут интегрировать знания Не приспособлены к активной деятельности Не коммуникабельны
Цель работы Р азвить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентности личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Необходимо научить учащихся Усваивать информацию Структурировать знания Ориентироваться в обилии информации Целенаправленно искать Работать в группе, коллективе Критически и творчески мыслить
При организации исследовательской деятельности младших школьников учитываются следующие условия: – целенаправленность; – систематичность; – мотивированность; – психологический климат (благоприятный для напряженной исследовательской деятельности); – создание творческой атмосферы; – учет возрастных особенностей детей.
Принципы организации проектной деятельности -учёт интересов детей; -учение через деятельность; -познание и знание являются следствием преодоления трудностей; -сотрудничество участников педагогического процесса; -свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проектов.
Работу во внеурочное время по организации исследовательской деятельности учащихся строят по трем направлениям. Первое направление – индивидуальная работа. Второе направление – групповая работа. Третье направление – массовая работа с детьми.
Э ТАПЫ РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ 1.Выбор темы предстоящего исследования. 2. Формулируются проблемы, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования 3. Постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования. 4. Организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. 5.Отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. 6. Выступление со своими сообщениями в классе.
Внеурочная деятельность 16 марта 2012г. Клуба «Что? Где? Когда?» в 1б классе Проект «Породы кошек. Кошки – наши друзья.» Г.Э. Лессинг: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Кошки - наши друзья. Цели проекта: Познакомиться с различными породами кошек, их многообразием. Систематизировать знания о кошках. Развивать мышление, учиться анализировать, сравнивать, работать самостоятельно. Воспитывать любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей. Учиться сопереживать, сочувствовать.
Учащиеся на уроке окружающего мира познакомились с тем, как происходило одомашнивание животных. Прочитали сказку Р.Киплинга «Кот, который гулял сам по себе». Дети заинтересовались и выбрали тему предстоящего исследования «Кошки - наши друзья».
Ребята выяснили, у кого дома живут кошки, какой породы, принесли фотографии и рисунки.
Вот такая диаграмма получилась у исследователей. При подсчёте оказалось, что у 16 ребят нашего класса есть пушистые питомцы. Среди них: 1сфинкс, 2 перса, 3 сибирских, а беспородных кошек больше всего.
Исследователи определили какие породы кошек у ребят нашего класса и подробно рассказали о каждой. Провели опрос с целью узнать, зачем человеку кошка? Как за ней ухаживать? Какие приметы связаны с кошкой.
Ребята прочитали сказки и рассказы о кошках и узнали, что эти умные и хитрые животные занимают почётное место и в литературе.
Проект «Моя семья» Цели проекта: Получение знаний о семье; Формирование уважительного отношения к своей семье; Воспитание чувства гордости за свою семью; Основополагающие вопросы проекта: - Что такое семья? - Что было бы, если бы у человека не было семьи? - Что объединяет всех членов семьи?
Порядок действий в работе
Работа над проектом «Моя семья»
Защита проекта «Моя семья»
Семейный проект «Моё лето» Скоро летние каникулы. Где ты будешь отдыхать? Ты поедешь куда-нибудь? Собери информацию, в которой используются математические данные, о месте, где ты проведешь летние каникулы. Например: - какое расстояние в километрах до места отдыха; - сколько стоит билет на транспорт (автобус, поезд, самолет) - сколько дней (часов) добираться до места назначения на поезде или автомобиле. Представь информацию в виде рассказа, записанного на листе или рисунке. Постарайся, чтобы в рассказе содержалось как можно больше математической информации.
Защита проекта «Моё лето»
Проект Подивилова Серафима «Моё лето»
Вывод Эффективность использования технологии проектно-исследовательской деятельности в начальной школе - это не просто один из методов обучения- это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.