МКОУ «Нижнеусцелемовская СОШ» Педагогический совет 2 от г. «Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания»
Подготовительная работа 1.Создание инициативной группы по подготовке педсовета 2.Анкетирование учащихся и классных руководителей 3.Изучение научно-методической литературы по проблеме использования личностно-ориентированного подхода в воспитательной деятельности и по вопросам подготовки и проведения классных часов 4.Анализ планов работы классных руководителей и посещённых классных часов 5.Разработка структуры проекта личностно- ориентированного классного часа 6.Разработка примерного Положения о классном часе 7.Подготовка раздаточного материала для деловой игры 8.Подготовка проекта решения педсовета
Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации учебно-воспитательного процесса. Цель: Способствовать формированию у педагогов установки на использование личностно- ориентированного подхода при подготовке и проведении классных часов Задачи: 1)Проанализировать систему подготовки и проведения классных часов в школе; 2)Выявить характерные черты личностно- ориентированного классного часа, разработать проекты его организации, критерии его анализа; 3)Наметить пути освоения педагогами технологии подготовки и проведения личностно- ориентированного классного часа
Результаты анкетирования Оценка учеников: 4,3 4 4,5 3,9 3,1 3,6 3,9 4,6 Кремлёва В.А – 4,3 Просветова Л.Н. – 4,1 Давлетбаева Р.Ж.- 4,8 Кузнецова Н.В. – 4,3 Чутбасова Ж.М. – 4 Мостовова Н.А. – 4,7 Шандер Л.В. – 4,4 Талипов Р.Ш. – 3,4 Бужан В.Г. – 4,4 Кузнецова Л.Д. – 4,1 Койнова Т.И. – 4,7
Что показал анализ системы классных часов в нашей школе 40 минут – мало Ученики с нетерпением ждут классного часа С желанием бегут на классный час Дети не хотят расходиться 10 минут - много Ученики заранее просят, чтоб классного часа не было Идут на классный час без особого желания
Классный час в один день у всех Положительное Создание единого воспитательного пространства Возможность объединиться возрастными параллелями Воспитание чувства единения в школе Возможность взаимозаменяемости Отрицательное Минимум контроля со стороны администрации
Что такое классный час? Во-первых, это внеурочная воспитательная деятельность; Во-вторых, это фронтальная (массовая) работа с детьми; В-третьих, это гибкая по составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; В-четвёртых, это общение классного руководителя с детьми, где приоритетную роль играет педагог.
Определение понятия Классный час – гибкая по составу и структуре форма массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.
Сравнительная характеристика традиционного и личностно ориентированного классного часа (по Е.Н.Степанову) Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно ориентированный классный час Целевой Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т.е. на формирование в личности ребенка социально типичного Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности и субъектности ребёнка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности
Сравнительная характеристика традиционного и личностно ориентированного классного часа Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно- ориентированный классный час Содержательный Содержание классного часа составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно регламентируется нормативно- программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, лишь в редких случаях субъектную роль выполняют члены ученического самоуправления Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребёнка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся
Организационно- деятельностный Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно- объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект- субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения Сравнительная характеристика традиционного и личностно ориентированного классного часа
Оценочно- аналитический При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объём, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество усвоения учащимися В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально- личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе
Алгоритм подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа 1.Совместное планирование тематики классных часов на учебный год; 2.Уточнение темы классного часа, генерирование идей по его подготовке и проведению. 3.Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения; 4.Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа; 5.Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа; 6.Проведение классного часа; 7.Анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
Подготовка и проведение классного часа (по Е.Н.Степанову) Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год; Уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по подготовке и проведению; Выбор цели, содержания, формы и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов;
Подготовка и проведение классного часа (по Е.Н.Степанову) Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа; Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа; Проведение классного часа; Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы по его подготовке и проведению.
Алгоритм подготовки и проведения классного часа Определение целей и задач. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия. Создание психологического настроя. Предварительная подготовка.
Алгоритм проведения и подготовки классного часа: Проведение самого мероприятия. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях: Обсуждение вместе с учащимися успешности (неуспешности) предметного результата, проектирование более продуктивной деятельности в будущем; Собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата.
Направления: гражданско-патриотическое воспитание; нравственное воспитание; правовое воспитание; физическое и умственное развитие личности.
Основные принципы деятельности: Принцип взаимосвязи сознания и деятельности; Принцип личностно-ориентированного подхода; Принцип вариативности предполагает гибкое следование программе воспитательной работы и корректировку содержания работы с учащимися в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, дел, акций. Принцип продуктивности - получение классным руководителем реального и практического продукта, имеющего ценность для формирования личности ребенка.
Дискуссионные формы проведения классного часа: диспут; дискуссия; конференция; круглый стол; гостиная; салон; лекторий.
Мероприятия состязательного характера: конкурс; викторина; клуб веселых и находчивых; смотр; презентация; турнир.
Творческие формы классных часов: праздник; фестиваль; выставка; устный журнал; концерт; Спектакль.
Игровые формы классных часов: ролевые игры; интеллектуальные игры.
Мероприятия по психологическому просвещению: тренинг
Формы работы с учащимися вне школы: Экскурсия Походы
Критерии результативности классного часа: Комфортность, благоприятный психологический климат Возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей школьников Обогащение жизненного опыта учащихся Духовно-нравственная ценность Вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа
Проект решения педсовета 1.Каждому классному руководителю разработать систему классных часов личностно-ориентированной направленности (9 тематических классных часов) 2.Совершенствовать методику подготовки и проведения классных часов, разнообразить формы, методы и приёмы их организации 3.Активно овладевать технологией использования личностно-ориентированного подхода при подготовке и проведении классных часов 4.Результаты деятельности классных руководителей по данному вопросу обсудить на заседании ШМО классных руководителей (разработать и утвердить критерии анализа личностно-ориентированного классного часа) 5.Разработать и утвердить Положение о классном часе на ШМО «Самый Классный классный».
В дневник классного руководителя Возможно ли Другого изменить? Открыть, сломать и вновь свинтить, Судьбу без колебаний предсказать, Потом туда дорогу смело указать И не давать с дороги сбиться, Толкать и осуждать, мешая ошибиться? А кто нам дал такое право? Того и я не знаю, ох, не знаю, право … Есть шаг: любить, исследуя, не ждать мольбы: Лишь в чуде внутренней борьбы Ютится взлёт людской судьбы …
Литература: Личностно-ориентированный подход в работе педагога: Разработка и использование / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, с. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный классный час: Особенности содержания и организации // Классный руководитель. –