Особенности формирования и размещения государственных и муниципальных заказов на обучение государственных гражданских служащих и муниципальных служащих Руденко Анна Вадимовна, заместитель директора института повышения квалификации ГОУ ВПО Волго-Вятская академия государственной службы, кандидат социологических наук, г. Нижний Новгород 1 Волго-Вятская академия государственной службы
Доклад подготовлен в ходе проведения НИР по проблеме «Развитие инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих России» в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. 2 Волго-Вятская академия государственной службы
Экспертный опрос проведен Волго-Вятской академией государственной службы в 2010 году среди руководителей и заместителей руководителей территориальных федеральных государственных органов, региональных государственных органов и местных администраций муниципальных образований Нижегородской, Кировской областей, Республики Мордовия, Марий Эл, Чувашской Республики (выборка – 152 чел.) 3 Волго-Вятская академия государственной службы
Диаграмма 1 Распределение мнений респондентов о личном участии в формировании заказа на получение дополнительного образования специалистами их подразделения 4 Волго-Вятская академия государственной службы
Распределение мнений респондентов о том, из каких потребностей (соображений) формируется заказ на получение дополнительного образования специалистами их структурного подразделения (количество ответивших – 105 человек) % 1 Требования законодательства о периодичности повышения квалификации служащих, о направлении на обучение вновь назначенных на должности гражданской службы 25 2 Потребности организации, возникновение новых задач управления, исходя из стратегических и тактических целей подразделения 12 3 Необходимость получения новых знаний в связи с изменением законодательства или расширением круга должностных обязанностей, возлагаемых на служащего 10 4 Включение гражданского или муниципального служащего в кадровый резерв, ротация государственных гражданских служащих 10 5 В случае, если базовое образование гражданского или муниципального служащего не соответствует специализации занимаемой должности гражданской или муниципальной службы, направлению его деятельности 8 6 Наличие у госоргана, местной администрации муниципального образования финансовых возможностей для направления на обучение служащих, выделение квот на обучение служащих вышестоящими организациями 7 7 По результатам аттестации гражданского или муниципального служащего, рекомендации о повышении квалификации 5 5 Волго-Вятская академия государственной службы
Диаграмма 2 Распределение мнений респондентов о том, из каких потребностей (соображений) формируется заказ на получение дополнительного образования специалистами их структурного подразделения 6 Волго-Вятская академия государственной службы
Распределение мнений респондентов о критериях, по которым выбирается образовательное учреждение для получения дополнительного образования служащих (количество ответивших – 117 человек) Содержание критерия% 1. Степень соответствия программ должностным обязанностям гражданских и муниципальных служащих, профессиональной служебной деятельности каждого сотрудника Стоимость обучения гражданских и муниципальных служащих16 3. Имидж (рейтинг) образовательного учреждения среди аналогичных образовательных учреждений. Надежность репутации вуза Высокая квалификация преподавательского состава, участвующего в программах обучения гражданских и муниципальных служащих Актуальность, востребованность тематики образовательных программ для гражданских и муниципальных служащих, предлагаемых образовательными учреждениями Наличие государственной аккредитации и лицензии у вуза Место расположения вуза, наличие соответствующей базы, условий проживания для иногородних слушателей В соответствии с требованиями законодательства о государственных и муниципальных закупках9 9. Качество обучения гражданских и муниципальных служащих9 10. Отзывы и результаты обучения сотрудников, получивших дополнительное образование в том или ином образовательном учреждении Использование современных инновационных технологий и инновационных методов обучения, дистанционных образовательных технологий 4 7 Волго-Вятская академия государственной службы
Основные подходы к размещению госзаказа на повышение квалификации и профессиональную переподготовку государственных гражданских служащих 1 подход: Центральный аппарат федерального государственного органа размещает госзаказ на обучение государственных гражданских служащих по программам дополнительного профессионального образования 8 Волго-Вятская академия государственной службы
Проведение центральным аппаратом федерального государственного органа открытого аукциона, открытого конкурса (или нескольких конкурсов) среди учебных заведений Российской Федерации на право заключения государственного контракта на оказание образовательных услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих, в котором разделение госзаказа на лоты (или нескольких конкурсов) осуществляется в соответствии с территориями федеральных округов. 9 Волго-Вятская академия государственной службы
2 подход: Центральный аппарат федерального государственного органа передает территориальным управлениям полномочия на размещение госзаказа на обучение государственных гражданских служащих по программам дополнительного профессионального образования. 10 Волго-Вятская академия государственной службы
Центральный аппарат федерального государственного органа выделяет финансовые средства территориальным Управлениям в соответствии с планом обучения госслужащих, а комиссии по размещению заказов территориальных управлений самостоятельно организуют открытые конкурсы, аукционы или запрос котировок. 11 Волго-Вятская академия государственной службы
Преимущества второго подхода к размещению госзаказа на повышение квалификации и профессиональную переподготовку государственных гражданских служащих обучение организуется на территории в региональных образовательных учреждениях, что позволяет приблизить его к слушателям; обеспечивается экономия значительной части средств территориальных Управлений (расходы на проживание, командировочные, переезд к месту учебы); 12 Волго-Вятская академия государственной службы
обеспечивается со стороны заказчика контроль качества обучения; обеспечивается оптимальное сочетание совершенствования профессиональных навыков и теоретических знаний; предоставляется свобода выбора форм, методов и времени для занятий, что позволяет слушателям оптимально совмещать обучение в академии и выполнение своих служебных обязанностей. 13 Волго-Вятская академия государственной службы
14 Руденко Анна Вадимовна, заместитель директора института повышения квалификации ГОУ ВПО Волго-Вятская академия государственной службы, кандидат социологических наук Адрес: , Н.Новгород, ул. Пушкина, д.8, Волго-Вятская академия государственной службы Институт повышения квалификации Телефон:(831) , Факс: _(831) Разработчик Волго-Вятская академия государственной службы