Модель мира в эвенкийских кумаланах и настенных панно Бузаева Анна Творческая группа «Авангард» специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» Научный руководитель Кушнарёва С.А.
Цель исследовательской работы: изучение мировоззрения эвенков и его отражения в искусстве изготовления ковров-кумаланов и настенных панно. Задачи исследования: определение значения эвенкийских ковров- кумаланов; изучение модели мира эвенков и возможности её отражения в искусстве кумаланов и настенных панно; Создание кумалана-панно, содержащего основные образы трёх миров эвенков (модель мира).
Актуальность исследования: Изучение эвенкийской культуры научными сотрудниками г. Благовещенска (экспедиции научной группы БГПУ в районы расселения эвенков на Дальнем Востоке и в Китае);
Сотрудничество преподавателей и студентов специальности декоративно- прикладного искусства Амурского педагогического колледжа с БГПУ (создание фильма «Орнамент эвенков»).
Сотрудничество с краеведческим музеем (помощь в организации выставки «Традиции и современность в эвенкийской культуре»)
Сотрудни- чество с эвенками Дальнего Востока и России (создание сайта о культуре эвенков Дальнего Востока).
Введение Коренные народности Амура и их культура имеют глубокие исторические корни на своей земле. Они являются наследниками, созданной их предками оригинальной и по-своему высокой художественной культуры. На Дальнем Востоке эвенки проживают на территории Селемджинского района (п. Улген или Ивановское), Зейского (п. Бомнак) и Тындинского (п. Первомайское). Некоторые эвенки расселены на территории Южной Якутии (с. Иенгра). Большая часть эвенков проживает в Эвенкийском автономном округе (столица п. Тура), который занимает территорию 767,6 тыс.км2 и имеет население чел. Эвенкия расположена на Среднесибирском плоскогорье, на правобережье реки Енисей.
Происхождение этнонима "эвенк" возводят к древним оленеводам увань, которые упоминались в VII в. в китайских источниках, как жители горно-таежных районов Забайкалья. Наряду с общим этнонимом отдельные территориальные подразделения эвенков и их этнографические группы, имеют собственные наименования. Орочен - "оленные" (Забайкалье и Приамурье), илэ (охотники и оленеводы Верхней Лены и Подкаменной Тунгусски), килэ - килен (от Лены до Сахалина), солон - "верхние по течению" (часть амурских эвенков), хамниган - монголо-бурятское обозначение эвенков- скотоводов. Широко известны обозначения эвенкийских групп: бирары, самагиры, манегиры, мурчены и т.д.
Историческая справка декоративно-прикладное искусство эвенков, представляло собой занятие кузнечным делом, обработку кости и рога, дерева и бересты, кожи и меха, вышивку нитями и бисером. Эвенки занимались техникой аппликации и инкрустации, тиснения и мозаики.
Исследовательская работа по теме Изучение орнаментального наследия декоративно- прикладного искусства эвенков стало стимулом к созданию настенного панно по мотивам эвенкийского кумалана. Кумалан – это национальный ковёр эвенков из оленьих шкур с чередованием белых и черных фрагментов.
Кумалан всегда считался мерилом достатка семьи, ее благополучия. Большие кумаланы расстилались в передней части чума для гостей, самые красивые передавались девушкам и были важной частью приданого.
В связи с тем, что кумаланы часто имеют не только традиционную овальную или восьмёркообразную форму, но и форму круга, круглые кумаланы ассоциируют с солнцем и небом, поэтому так часто они напоминают звёздное небо.
Кумаланы шьются в технике меховой мозаики и украшаются изображениями солнца, луны и звёзд. Они декорируются широкой кожаной каймой, придающей им нарядность и декоративность. Украшают кумаланы и геометрическим, растительным орнаментом из кожи или вышивкой.
Общим способом для украшения меховых ковриков-кумаланов является комбинирование полос белого и темного меха. Их шьют из двух или четырех шкур лобовины оленя или лося. На окантовку и детали идут кусочки меха рыси, лисицы, медведя.
Фрагмент стихотворения эвенка Василия Лебедева «Кумалан» красноречиво передаёт образ ковра-кумалана и его значение в жизни эвенков: Вот женщина, что шьёт она? Я вижу – за полем шахматным прядь волчьей шерсти серой… Вот в самом центре эпизод охоты, А по краям бежит узор старинный.
кумаланы имели хозяйственное значение (коврики подстилали в чумах)
Коврики использовались при транспортировке на оленях
Кумаланы применялись и для укрывания вещей. Также некоторые кумаланы имели ритуальное значение. Это были шаманские коврики, необходимые в различных обрядах.
Модель мира в эвенкийском кумалане Традиционно в кумалане эвенков через орнаментальные композиции раскрывается модель мира. В ковриках-кумаланах последовательно раскрываются образы трёх миров: верхнего, среднего и нижнего.
Персонажи верхнего мира В верхнем мире по представлениям эвенков живёт Агды (хозяин грома и молнии), Буга, Майи́н (дух-хозяин верхнего мира), Óми (душа человека), Пóдя (дух-хозяин огня и домашнего очага), Сэвэки́ (творец земли, животных и человека, дух- хозяин верхнего мира, покровитель людей и оленей) Сэли́ (мамонт, помощник творца Вселенной Сэвэки, принимавший участие в сотворении земли), Чо́лбон (дух-хозяин планеты Венера, небесное божество) и т.д.
Персонажи среднего мира Средний мир представлен образами лягушки-Баха (охраняет спокойствие на средней земле), Дуннэ́ (дух-хозяйка земли, тайги) и др.
Персонажи нижнего мира Нижний мир населяют Мугды́ (души умерших, духи предков), Дябдар (змей, охраняющий вход в нижний мир), Харги́ (дух-хозяин нижнего мира, старший брат Сэвеки, соперничавший с ним в актах творения по эвенкийским мифам) т.п.
Результаты работы В результате исследования данной темы была создана композиция кумалана- настенного панно, на которой отражена модель мира эвенков. Верхний мир представлен образами белых оленей (символ святости, Бога) и солнца. В среднем мире изображён танцующий человек (символ радости и единства человека с природой). В нижнем мире показан образ змеи Дябдар, охраняющей вход в нижний мир.
Создание настенного панно по мотивам кумалана Кумалан выполнен из кожи (замша) и меха и декорирован вышивкой нитками и бисером. Цветовая символика кумалана выражена в голубом, белом, жёлтом, зелёном и коричневом цветах.
Образ танцующего эвенка (Средний земной мир) изображён в голубом цвете на фоне коричневого (единство небесного и земного начал).
В Верхнем мире изображены небесные белые олени (святость, чистота) и жёлтое солнце (свет знания). В Нижнем мире находится образ зелёной змеи, которая обозначает иную жизнь умерших и подземных духов.
Вывод В результате выполненной исследовательской работы был обобщён материал по истории и технологии создания традиционных эвенкийских ковров-кумаланов. Разработано содержание панно-кумалана, позволившее понять глубину мировоззрения эвенкийского народа. Создано декоративное изделие - настенное панно по мотивам эвенкийского кумалана, работа над которым позволила на практике понять специфику и сложность выполнения кумаланов.
Список используемой литературы Василевич Г.М. Эвенки. Историко- этнографические очерки (XVII–XX вв.)– Л., В краю оленьих троп: Эвенкийскому селу Иенгра – 80 лет: Фотоальбом. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2007.
Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Кн. для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, Мазин А.И. Представления эвенков Приамурья об окружающем их мире. Новосибирск: "Наука", Сибирское отделение, 1984.