Практический опыт Российской сети трансфера технологий. Методология, результаты, международные сегменты. Пильнов Г.Б., Исполнительный директор НП «Сеть RTTN» Корреспондентский центр Европейской сети поддержки предпринимательства, Россия
Стр. 2 Миссия и задачи сети RTTN Миссия сети - содействие развитию инновационного бизнеса и коммерциализации наукоемких технологий в России. Задачи сети RTTN: передача/трансфер технологий между научным сектором и компаниями, а также внутри промышленного сектора, поиск партнеров для осуществления кооперации в разработке и внедрении новых наукоемких технологий.
Стр. 3 История развития сети RTTN (2001 – 2008 гг.) Возникновение идеи сети: проект TACIS FINRUS 9804 «Инновационные центры и наукограды» (1999–2002 гг.) Интенсивное изучение и адаптация опыта сети IRC: семинары, консультации, стажировки, организация встреч клиентов членов сетей RTTN и IRC ( гг.) Создание инструмента - сайта сети RTTN (открытая и закрытая часть) (с февраля 2002 г.) Разработка методологических основ деятельности сети (с марта по сентябрь 2002 г.) Формирование сети RTTN: включение (с июня 2002 г.) и сертификация членов сети, формирование БД технологических профилей Создание международных сегментов (установление рабочих отношений с сетью IRC) – Франко-российской технологической сети – RFR (2003 г.); Британо-российской инновационной сети – BRIN (2005 г.) Разработка стратегии развития сети RTTN на г., создание НП RTTN Подписан контракт с ЕК об участии в Европейской сети поддержки предпринимательства (Europe Enterprise Network) ( г.)
Стр. 4 Члены сети RTTN - существующие профессиональные предприятия инновационной инфраструктуры и другие организации, деятельность и услуги которых связаны с трансфером и коммерциализацией технологий, созданием и управлением инновационными start-up компаниями, инновационным развитием
Стр. 5 Модель работы членов сети Основная задача членов сети - осуществлять поиск партнеров для реализации новых национальных и международных технологических и бизнес- проектов через работу с клиентами, сбор информации о предлагаемых или требуемых технологиях, подготовку профилей для занесения в БД RTTN, за содержание которых несут полную ответственность Сеть RTTN – это НЕ виртуальная торговая площадка. За ней стоит формализованная адаптированная модель ежедневной работы центров
Стр. 6 Услуги и клиенты членов сети RTTN Услуги: - Информационная поддержка клиентов - Консультации и поддержка в области инноваций, трансфера и использования технологий - Выявление и описание технологического потенциала (предложений) и /или технологических потребностей в установленном формате - Поиск зарубежных и/или российских партнеров - Установка и содействие в организации первичных контактов между партнерами - Содействие в ведении переговоров по заключению контракта - Другие сопутствующие услуги: разработка бизнес-планов, защита интеллектуальной собственности, организация участия в выставках, конкурсах (например в 7РП) в т.ч. зарубежных, и др. услуги. Клиенты: - Малые и средние предприятия – повышение конкурентоспособности бизнеса через привлечение новых технологий/знаний, нахождение технологических партнеров. - Научные организации – возможность продвижения своих разработок и технологий на рынок, поиск заказчиков на НИОКР. - Органы государственной власти – сеть может стать эффективным инструментом реализации федеральной и региональной политики в области инноваций и коммерциализации технологий
Стр. 7 Организационная структура сети RTTN Сеть RTTN – это совместный проект всех членов сети Все участники равноправны Ключевые функции координирующей организации (КО): - принятие и обучение новых членов сети; - координация работы центров и их методологическая поддержка; - поддержка и развитие веб- сайта сети, организация работы сервера и хостинга; - маркетинг и развитие сети, включая поиск ресурсов Центр сети Центр сети Центр сети Центр сети Центр сети Центр сети Функции КО Для обсуждения и решения определенных задач возможно выделение рабочих групп, в которые входят представители – эксперты центров
Стр. 8 Как стать участником сети RTTN Выражение заинтересованности организации стать членом сети RTTN (заявление) Критерии соответствия: - Развитая клиентская база и географический охват (город, регион и т.д.) - Наличие опыта работы в сфере трансфера и комм. технологий - Готовность организации выделить (изыскать самостоятельно) ресурсы (финансовые и человеческие) для участия в проекте (ежедневной работы), в т.ч. для обучения своих сотрудников Подписание договора с КО о членстве в сети RTTN: - Обязательства центра – члена сети, координирующей организации - Права и ответственность сторон, в т.ч. относительно рабочих баз данных - Финансовые отношения - Обеспечение конфиденциальности, сохранения государственной и военной тайны КО или уполномоченный член RTTN проводит сертификацию и обучение по крайней мере одного сотрудника центра – кандидата в члены сети
Стр. 9 Как стать участником сети RTTN (2) 1.Заполнение организацией формальной анкеты 2.Составление заявки для прохождения сертификации 3.Обучение специалистов организации 4.Подготовка 3 квалификационных технологических профилей 5.Подготовка видения использования RTTN в работе организации (стратегия или план работы), выделение координатора 6.Организация работы в регионе/городе, ежемесячное размещение не менее 2 технологических профилей в течение 3 месяцев Прохождение процедуры сертификации - это процедура проверки соответствия организации и ее деятельности определенным критериям, выполнение которых, по мнению сети RTTN, необходимо для поддержания требуемого качества услуг, предоставляемых сетью. Процедура сертификация оценивает надежность организации как потенциального члена сети RTTN и позволяет определить, какие действия необходимо осуществить для повышения профессионального уровня организации (например, обучение сотрудников).
Стр. 10 Некоммерческое партнерство «Сеть RTTN» Партнерство – специализированная структура, включающаяв себя наиболее активных членов RTTN, организованная в 2005 г. чья деятельность направлена на привлечение и аккумулирование средств для поддержки деятельности членов сети и развития RTTN в целом Задачи: - осуществление поиска и привлечения финансовых и других ресурсов для развития RTTN; - оказание методологической и методической поддержки; - совершенствование и развитие механизмов национального и транснационального трансфера технологий. В гг. подготовлено более 15 методических и практических руководств
Стр. 11 Финансирование инфраструктуры трансфера технологий Составляющие: 1. Финансирование деятельности элементов инфраструктуры (оказания услуг) – инновационных центров, технопарков и пр. 2. Финансирование сетевого взаимодействия между ними. Источники финансирования: Государственное финансирование, Оказание платных услуг клиентам, Финансирование в рамках международных программ
Стр. 12 Модель финансирования сети RTTN (инфраструктура) Результат Общеэкономические эффекты (рабочие места, налоги, и т.д.) Эффект для продавца/ покупателя технологии (прибыль) Стоимость услуг сети RTTN Клиенты сети Принцип субсидирования: органы государственной власти, реализующие политику в сфере научно-технического развития и поддержки малого предпринимательства фактически возмещают инновационным центрам – членам сети RTTN – затраты, связанные с предоставлением комплекса услуг по трансферу технологий, которые они оказывают третьим лицам – исследовательским институтам, университетам, малым и средним предприятиям и т.д. Бюджет Рынок
Стр. 13 Европейская практика – пример IRC (инфраструктура) Бюджет IRC-центров формировался следующим образом: 45-55% - средства, получаемые по контракту с ЕК (на конкурсной основе) % - средства, получаемые в рамках национальных или региональных программ поддержки территориального развития (как правило, на конкурсной основе). 5-10% - средства от оказания платных услуг клиентам (как правило, это малые и средние компании).
Стр. 14 Модель финансирования сети RTTN – проектный подход Организация сетевой работы, в т.ч. с зарубежными центрами, создание и отработка инструментов ТТ: - TACIS «Инновационные центры и наукограды» ( , ) - EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий» ( ) - GOF «Британо-Российская инновационная сеть, BRIN» ( ) - «Франко-Российская технологическая сеть, RFR» ( ) - Фонд содействия «Gate2RuBIN» (2007-н.в.) Выявление приоритетов технологического сотрудничества ЕС-Россия, инициирование новых проектов ЕС-РФ в 7РП, расширение научно- технологической кооперации : - 7РП «Технологии информационного общества для открытого знания. Россия, ISTOK-Ru» ( ) - 7РП «Сотрудничество ЕС и России в сфере технологий сетевых встроенных систем и систем управления, NESTER» ( )
Стр. 15 Как работает сеть RTTN (инструменты) Индивидуальная работа с клиентами (технологический аудит, выявление ТП/ТЗ, адресное распространение информации о ТП/ТЗ, сопровождение выражений интереса): В 2007 г. поддержано клиентов – около 1000, в том числе компаний и предприятий – 650, НИИ и университетов – 350. В 2007 г. получено выражений интереса – более 500, проведено первичных переговоров ~ 400, соглашений о сотрудничестве – 50. Единая база данных ТП/ТЗ Информация о ТП/ТЗ четко структурирована в виде профилей. На г. число профилей ТП/ТЗ ~ 1600, в том числе активных ~ 600.
Стр. 16 Как работает сеть RTTN (инструменты) (2) Поиск партнеров через сетевое взаимодействие Прямые контакты между членами сети RTTN Региональные сети ТТ Международные сегменты RTTN (франко-российский – RFR и британо- российский – BRIN), прямые контакты с некоторыми европейскими IRC/EEN-центрами. Участие в специализированных выставках и конференциях В 2007 г. сеть была представлена на более чем 20 выставках, форумах, конференциях федерального и регионального значения Информационные семинары/ рабочие встречи В 2007 г. члены сети организовали более 50 информационных мероприятий в своих регионах для существующих и потенциальных клиентов Брокерские ярмарки/встречи (Brokerage events) В 2007 г. сеть RTTN была представлена на 1 брокерской ярмарке в Европе.
Стр. 17 Как работает сеть RTTN (инструменты) (3) Систематические информационные рассылки в электронном формате среди потенциальных партнеров/клиентов Члены сети проводят адресные информационные рассылки среди своих клиентов. Основное содержание рассылок – новые профили, которые могут быть интересны клиентам. В 2007 г. Общая клиентская база рассылок только по международным сегментам была более 600 адресов. Информационные тематические бюллетени (Newsletters) В 2007г. начался выпуск периодического Информационного вестника RTTN «Трансфер и коммерциализация технологий» (тираж печатной версии – 1500 экз.). Вестник распространяется всеми членами RTTN, а также доступен в электронном виде. Веб-сайт Российской сети трансфера технологий Открытая – публичная часть Закрытая – базы данных и инструментарий для работы технологических брокеров членов сети
Стр. 18 Технологические запросы и предложения в сети RTTN
Стр. 19 Выражения интереса и соглашения о трансфере Одно франко- российское соглашение 2 франко- российских соглашения, создание 1 СП
Стр. 20 Примеры историй успеха в сети RTTN Пример 1 Сегмент RFR: найдены партнеры из г.Лемож (регион Лемузьен) - Агентство регионального развития «Limousin Expansion» (Выставка FranceTech 2003 г.); содействие в переговорах; организация визитов RITC 6363 Экологически чистая технология и установка для получения безвирусного семенного картофеля (ОЦНТ, 2003 г.) Задача: модернизация и поставка для корпорации агропромышленных предприятий «GROSEP» экспериментальной установки УФОК-1 для ультрафиолетового и озонового облучения картофеля Дальнейшие шаги: - создание совместного франко-российского предприятия - создание совместной научно-исследовательской лаборатории, формирование новых НИР
Стр. 21 Примеры историй успеха в сети RTTN Пример 2 RCDI Печь для утилизации биологических отходов и кремации умерших животных (ИрГТУ, 2006 г.) Сеть RTTN: получение более 25 выражений интереса через веб-сайт, участие в выставках, сопровождение контактов, организация переговоров, помощь в составлении и подписании контрактов Задача: модернизация (усовершенствование производства печи, внесение в нее значительных доработок, увеличившие простоту ее использования, экологичность и экономичность) и поставка для 3-хс Муниципальных образований Ханты-Мансийского АО Дальнейшие шаги: модернизация – использование в качестве энергоресурса природного и бытового газа.
Стр. 22
Стр. 23 Competitiveness and Innovation Programme (CIP) – Новая рамочная программа ЕС ( гг.) Цель - содействие развитию технологической бизнес-кооперации малых и средних компаний и научных организаций России и Европейского Союза, приводящей к повышению их конкурентоспособности Enterprise Europe Network - EEN 40 стран, включая 27 стран ЕС 600 организаций – контактных точек 4000 человек высококвалифицированного персонала. консорциумы региональных организаций (более 250) – центры трансфера, бизнес- инновационные центры, ТПП, агентства развития и т.п. Gate2RuBIN Проект Gate2RuBIN – первая широкомасштабная инициатива по интеграции европейской и российской инфраструктуры поддержки бизнеса и инноваций
Стр. 24 Gate to Russian Business and Innovation Networks Реализация проекта – консорциум: Союз ИТЦ, Российская сеть трансфера технологий - RTTN и Российское агентство ПМСБ Более 30 регионов РФ ~ малых и средних компаний ~ 400 университетов и НИИ ~ 90 организаций инновационной инфраструктуры и его персонал Срок реализации: гг.; Первый этап – 2 года Поддержка: Фонд Содействия РМФП НТС, МЭР, Минобрнауки Соглашение подписано между консорциумом и ЕК 12 июня 2008 г.
Стр. 25 Модуль услуг A: поиск потенциальных партнеров - МСП, установление и сопровождение 2В2 кооперации, информирование компаний о «правилах игры» и ограничениях на тех рынках, в которых они заинтересованы Модуль услуг B: услуги по трансферу инноваций, технологий и знаний, направленные на расширение технологического сотрудничества между российскими и европейскими МСП и научными организациями – информационное сопровождение, выявление потребностей и предложений, потенциала для международного сотрудничества, установление и сопровождение технологического сотрудничества Модуль услуг C: услуги по содействию компаниям и научно- исследовательским организациям в участии в Рамочных программах ЕС (прежде всего – FP7). Мероприятия предполагают консультации по правилам участия и помощь в поиске партнеров Функционирование сети строится на общих стандартах качества услуг + финансовый механизм их государственного субсидирования = МСП получают услуги, которые могут быть недоступны из-за высокой цены, но быть жизненно необходимыми для ускоренного развития
Стр. 26 Запланированные индикаторы результативности Gate2RuBIN Индикатор 2008 (начало)2009 (конец) Общее количество клиентов Количество поддержанных российских клиентов, в т.ч МСП н аучные организации к рупные компании Количество российских центров-участников Количество европейских партнеров – членов Сети Количество инициированных проектов российско-европейского технологического сотрудничества
Стр. 27 Участие инновационной инфраструктуры СНГ в RTTN Белоруссия Республиканский Центр Трансфера Технологий (г.Минск) Казахстан Центр инжиниринга и трансфера технологий (г.Астана) Алматинский технологический парк (г.Алматы) Молдавия Институт Развития Интеллектуальной Собственности «INDEPRIN» (г.Кишинев) Агентство по Инновациям и Трансферу Технологий АН Молдовы (г.Кишинев) Украина: - начало переговоров (сентябрь 2007 г.); - сертификация в сети RTTN до 3-х организаций украинской инновационной инфраструктуры (сентябрь 2008 г.) - основа для развития Украинской сети ТТ (UTTN)
Стр. 28 Российская сеть трансфера технологий Корреспондентский центр Европейской сети поддержки предпринимательства, Россия Пильнов Геннадий Борисович г.Обнинск, Калужская область, ул.Горького, 4 Тел. /48439/ ,