Реформа российского электроэнергетического сектора Выступление Председателя Правления РАО «ЕЭС России» Анатолия Борисовича Чубайса в Дипломатической академии МИД РФ 21 марта 2001 г.г. Москва
2 Рост производства электроэнергии В 2000 г. прирост электропотребления в России составил 3,9% Для его обеспечения предприятия РАО «ЕЭС России» увеличили выработку энергии по сравнению с 1999 г. на 19,5 млрд. кВт.ч. (с 586,5 до 606,0 млрд. кВт.ч.) Это сопоставимо с годовым электропотреблением таких крупных промышленно развитых областей, как Самарская или Пермская По оценкам экспертов, в 2001 г. рост выработки энергии по сравнению с 1999 г. составит 47,5 млрд. кВт.ч.
3 Рост качества электроэнергии и сокращение числа технологических сбоев Качество электроэнергииТехнологические сбои (кол-во за последние 4 года) 2000 г.: количество технологических сбоев по сравнению с 1997 г. сократилось на 25%
кв кв кв. 98 4кв кв кв кв кв кв кв кв кв. 00 % оплаты денежными средствами, гг. Решение проблемы неплатежей Значительное улучшение собираемости «живыми деньгами»
5 Нормализация расчетов с поставщиками топлива увеличило долю денежных средств в расчетах с «Газпромом» в 3,4 раза (с 27% до 92%). увеличило долю денежных средств в расчетах с угольными компаниями в 4.4 раза (с 16% до 70%). увеличило долю денежных средств в расчетах с нефтяными компаниями в 5.3 раза (с 13% до 70%) В гг. РАО «ЕЭС России»:
6 Внутренних ресурсов недостаточно для решения основной проблемы Высокий износ основных фондов РАО «ЕЭС России» За последние 15 лет в стране практически не было крупных вводов энергообъектов Ежегодное выбытие мощностей превышает вводы в 5 раз Объем средств, ежегодно направляемых на инвестиции, в 5- 6 раз меньше, чем необходимо Без оптимизации структуры РАО «ЕЭС России» и энергетической отрасли в целом Россия к 2005 г. превратится в энергодефицитную страну
7 «Продавцы» не продают, «покупатели» не покупают, ФОРЭМ не является рынком Действует принцип «базового плательщика», покупатель прикрепляется к продавцу, договорные отношения носят полуфиктивный характер Цена (тариф) устанавливается не рынком, а административными органами (ФЭК и РЭКи) и является затратной Текущая структура и хозяйственный механизм электроэнергетики Создан институт «продавцов» и «покупателей» и заложены основы ФОРЭМ Заложена необходимость установления договорных (контрактных) отношений между ними Заложена необходимость расчета цены (тарифа) со спецификой (на электроэнергию и на мощность) Федеральный (оптовый) рынок Базовые преимущества Коренные изъяны Региональный (розничный) уровень Без изменений Полная монополия: единый продавец и директивное прикрепление к нему всех покупателей региона Указ Президента РФ от 15 августа 1992 г. N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" Основные нормативные акты:
8 Укрупнение АО-энерго Администра тивно- командная структура Рыночная структура и разделение на естественно монопольные и конкурентные виды деятельности Рыночная структура и полная либерализация хозяйственных отношений в отрасли Действующая структура Принципиальные направления развития структуры и хозяйственного механизма энергетики
9 Реформа российской электроэнергетики подразумевает внедрение конкуренции в генерации и сбыте Генерация Сбыт электро- энергии Сегменты, где возможно развитие конкуренции Естественные монополии Перевести на принципы рыночного ценообразования Прекратить перекрестное субсидирование Реорганизовать коммерческую/техническую инфраструктуру для функционирования рынка электроэнергии Обеспечить недискриминационный доступ к сетям Реорганизовать систему государственного регулирования Правила рынка Регулир. тарифы Диспетче- ризация Магистральные сети Распределитель- ные сети
10 Большинство стран сделало выбор в пользу конкурентной модели развития отрасли... Дерегулирование Приватизация Россия (2000) Франция (2000) Венгрия (1999) Таиланд (1996) Италия (1999) Калифорния (1995) Великобритания (1990) Украина (1997) Скандинавия (1992) Частная собственность Госсобст- венность Директива ЕС по электроэнергии Аргентина (1990) Бразилия (1995) ЮАР (2000) Греция (2000) Казахстан (1998) Молдова (1999) Государственное регулирование Конкурентный рынок
11 Реформа призвана привести российскую электроэнергетику в соответствие с ключевыми принципами Директивы Европейского Сообщества по электроэнергетике (1996 г.) Либерализация секторов генерации и сбыта электроэнергии путем внедрения конкуренции Положения Директивы Принципы российской реформы Отсутствие ограничений на доступ для третьих лиц на всей территории Европейского Сообщества Отделение и жесткое регулирование систем передачи и распределения электроэнергии Поэтапное открытие электроэнэнергетических рынков в течение 6 лет Демонополизация секторов генерации и сбыта э/э путем реструктуризации дочерних предприятий РАО ЕЭС Свободный доступ к потребителям Отделение и жесткое регулирование передачи; отделение и регулирование распределения, свободный доступ к сети Развитие оптового и розничного рынков э/э и создание условий для частных инвестиций
12 Реформа откроет новые направления международного сотрудничества в сфере энергетики Реформа российской энергетики Возможность инвестиций в генерирующие активы Укрепление Европейской энергетической безопасности Обмен активами между компаниями России и Европы Новые рынки для энергетических технологий Расширенный экспорт и импорт электричества
13 Привлечение инвестиций является ключевой задачей реформирования Необходимо обеспечить замещение выработавших ресурс мощностей … 80 млн. кВт к 2010 году... Для обеспечения программы реновации объем капиталовложений должен составить от 2 до 6 млрд. долл. США ежегодно …тогда как за последние 10 лет объем инвестиций сократился в 3 раза... млдр. руб. (в ценах 1991 г.) млн. кВт …а вводы мощностей - в 5 раз 4 2 0,6 2,5 2,2 1 1,3 0,6 0,8 6,5 6,3 4,5 2,9 3,1 2,8 2,7 2,2
14 Ведутся переговоры по привлечению инвестиций с крупнейшими международными компаниями 30 крупнейших электроэнергетических компаний мира по рыночной капитализации Млрд. долл. США Компании, с которыми проведены переговоры Стратегические инвесторы 2-го круга, с которыми планируются встречи По поручению РАО ЕЭС проведены переговоры с 9 крупными энергетическими компаниями, планируются дополнительные встречи * ориентировочно, по оценкам экспертов
15 Организация сбалансированного экспорта электроэнергии является приоритетной задачей для РАО ЕЭС Р О С С И Й С К А Я Ф Е Д Е Р А Ц И Я Казахстан и Средняя Азия Страны Балтии Беларусь и Украина Республики Закавказья В СССР параллельная работа осуществлялась в 11 республиках, а четыре среднеазиатские республики были связаны между собой... … в результате решений РАО «ЕЭС России» восстановлена синхронная работа с 9 из 12 стран СНГ и со всеми странами Балтии, входившими в СССР
16 Финляндия 40% Белоруссия 32% Турция 5% Польша 4% Латвия 6% Грузия 2% Китай 1% Казахстан 10% Основные рынки для поставок электроэнергии из России Казахстан 18% Латвия 3% Польша 2% Финляндия 8% Грузия 3% Структура экспорта электроэнергии в 2000 г. Всего: млн кВт.ч Белоруссия 66% Предполагаемая структура экспорта электроэнергии в 2001 г. Всего: млн кВт.ч Отрабатываются схемы сотрудничества с Азербайджаном, Украиной и Молдовой
17 Разработка экспортных контрактных схем Пример: Контрактная схема поставки электроэнергии в Германию РАО «ЕЭС России» Контрагент (Польша) Контрагент (Германия) Поставка (транзит через Белоруссию) Контракт Рамочный договор Реэкспорт Начались поставки электроэнергии в Турцию (транзит через Грузию) Разрабатываются контрактные схемы поставки электроэнергии в Венгрию, Югославию, Италию
18 РАО ЕЭС экспортирует преимущественно в страны с более высоким уровнем оплаты электроэнергии ликвидными средствами Млн. кВтч Экспорт электроэнергии основным потребителям Динамика оплаты экспортных поставок денежными средствами Оплата экспортных поставок денежеными средствами Млн. долл.
19 Основные этапы экспортной деятельности РАО «ЕЭС России» До 1997 года Сохранение высоких объемов экспортных поставок электроэнергии Постепенное уменьшение доли оплаты поставок электроэнергии денежными средствами годы - переломный этап Резкое сокращение объемов экспортных поставок электроэнергии Установление более жестких финансовых требований к экспортной деятельности после 1999 года Постепенное увеличение объемов экспортных поставок электроэнергии Улучшение оплаты поставок электроэнергии денежными средствами
20 Компания принимает меры по сокращению накопленной задолженности Украина С начала 1999 г. прекращены поставки вследствие накопившейся задолженности В 2000 г. подписано соглашение о возобновлении экспорта Казахстан Заключены договоры только с платежеспособными потребителями Урегулировано погашение задолженности прошлых лет через передачу активов Белоруссия Прием оплаты с сентября 2000 г. только денежными средствами Грузия В 2000 г. поставки только при гарантированной оплате Продолжается работа по ликвидации задолженности прошлых лет Сокращение задолженностей стран СНГ Меры по сокращению задолженностей Млн. долл.
21 Экспорт технологий, оборудования и услуг В 2000 году продолжалась работа по нескольким инвестиционным проектам, направленным на расширение экспорта: Ведется работа в Киргизской Республике, Югославии, Хорватии Приоритетное направление - Индия, где предполагается строительство энергетических объектов общей стоимостью 1,2 млрд. долл. США Сооружение вставок постоянного тока на Украине для экспорта электроэнергии в Европу Строительство третьей линии 400 кВ в Финляндию от Выборгского преобразовательного комплекса Сооружение вставки постоянного тока для экспорта из Кольской энергосистемы в Финляндию За рубежом действует около 130 электростанций, построенных при содействии СССР
22 Заключение Реформирование электроэнергетического сектора России является насущной необходимостью и соответствует мировым тенденциям Привлечение инвестиций является одной из ключевых задач реформирования – строительство более эффективных генерирующих мощностей Расширение экспортного потенциала также является стратегической задачей РАО ЕЭС