Выравнивание бюджетной обеспеченности в условиях фискальной децентрализации г.Кишинев, март 2006 г. Г.В.Курляндская Национальный форум Бюджетная децентрализация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления г. Казань 30 июля 2003 г. Г. Г. Покатович.
Advertisements

А. Н. Дерюгин Обеспечение вертикальной сбалансированности при межбюджетном регулировании Нижний Новгород 24 августа 2004 г.
Афанасьев Р.С. Информационное обеспечение межбюджетных отношений на региональном и местном уровне Звенигород июля 2004 г.
Г. В. Курляндская Межбюджетное регулирование на региональном уровне в условиях реформы местного самоуправления г. Кисловодск 30 июля 2004 г.
Межрегиональный научно-практический семинар «Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях» 30 сентября –
А. Н. Дерюгин Инструменты межбюджетного регулирования в субъектах Российской Федерации г. Москва 20 апреля 2004 г.
Межбюджетные отношения в Молдове: как стимулирувать фискальную автономию местной публичной власти г.Кишинев, март 2006 г. Г.В.Курляндская Национальный.
Г.В.Курляндская Бюджетные реформы в Российской Федерации: замысел и реализация г.Москва, 20 апреля 2004 г.
Программа оказания консультационной помощи регионам Северного Кавказа октябрь 2005 г. – сентябрь 2006 г. – сентябрь 2007 г. (?) Первые результаты и дальнейшие.
Оценка влияния реформы федеративных отношений и местного самоуправления на доходы региональных и местных бюджетов И.В.Трунин Вологда – 20 июня 2003 года.
А. Н. Дерюгин Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований: проблемы реализации нового законодательства Москва 21 декабря 2004 г.
Г. В. Курляндская Межбюджетное регулирование на суб-национальном уровне в условиях реформы межбюджетных отношений г. Москва Институт Всемирного банка 25.
Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях Министерство финансов Удмуртской Республики Институт реформирования.
Галина Витальевна Курляндская, генеральный директор Опыт консультационной и образовательной деятельности ЦФП в зарубежных странах Москва, 2007 Галина Витальевна.
1 Обеспечение сбалансированности местных бюджетов в условиях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ.
Г. Г. Покатович Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений: выравнивание бюджетной обеспеченности.
"Бюджет для граждан" – один из инструментов реализации проекта "Открытое Правительство", который призван повысить открытость органов власти в отношении.
Выполнили: Бильтаева Ферида Филатова Оксана Москва 2014.
1 Финансовые аспекты реформы местного самоуправления Карчевская С.А. Начальник отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Министерства.
А.Н. Дерюгин Федеративная реформа: проблемы межбюджетного регулирования в субъектах Российской Федерации г. Москва 25 апреля 2003 г.
Транксрипт:

Выравнивание бюджетной обеспеченности в условиях фискальной децентрализации г.Кишинев, март 2006 г. Г.В.Курляндская Национальный форум Бюджетная децентрализация в Молдове

2 Опыт Центра фискальной политики в сфере межбюджетных отношений Россия: Федеральный уровень: –Минфин –Администрация Президента –Аппарат правительства –Комиссия при Президенте по разграничению полномочий между уровнями власти –Комиссия при Президенте по федеративным отношениям и местному самоуправлению –Госсовет Разработка концепций реформ Разработка законодательных актов Разработка методики межбюджетного выравнивания регионов

3 Опыт Центра фискальной политики в сфере межбюджетных отношений Россия: Региональный уровень: –финансовые органы более чем 30 регионов, в т.ч. в 2005 г. – 12 регионов, –финансовые органы районов Разработка регионального законодательства Разработка компьютерных методик распределения трансфертов в местные бюджеты Учебные курсы для сотрудников финансовых органов

4 Опыт Центра фискальной политики в сфере межбюджетных отношений Страны СНГ: –Казахстан –Киргизия –Белоруссия –Украина –Таджикистан Разработка концепций реформирования межбюджетных отношений Разработка компьютерных моделей оценки доходов и расходов и распределения финансовой помощи в целях межбюджетного регулирования Консультирование правительства по вопросам межбюджетных отношений Участие финансовых работников Грузии, Азербайджана, Армении, Узбекистана, Лаоса в образовательных программах ЦФП

5 Опыт Центра фискальной политики в сфере межбюджетных отношений Международные организации: Член Консультационного Совета Российского представительства Всемирного Банка Партнерская организация Института Всемирного банка Координатор программ Форума федераций по России Эксперт Совета Европы по межбюджетным отношениям

6 Международный опыт межбюджетного выравнивания

7 Варианты методик выравнивания различаются: по учету расходных потребностей расходные потребности не учитываются, выравниваются только доходы доходы выравниваются с учетом объективных различий в расходных потребностях оценка доходов по налоговому потенциалу оценка доходов по факту/прогнозу учет расходных потребностей по нормативам учет расходных потребностей с помощью коэффициентов удорожания

8 Варианты методик выравнивания различаются: по способу сокращение разрыва между подушевой бюджетной обеспеченностью «богатых» и «бедных» территорий «подтягивание» подушевой бюджетной обеспеченности «бедных» до определенного уровня покрытие «расчетного дефицита» с отрицательным трансфертом без отрицательного трансферта с отрицательным трансфертом без отрицательного трансферта

9 Пример «подтягивания» подушевой бюджетной обеспеченности Размер трансферта Исходный уровень подушевого дохода Трансферт Отрицательный трансферт

10 Варианты методик выравнивания различаются: по способу взаимодействия уровней бюджетной системы двухступечатое выравнивание прямое выравнивание бюджетов каждого уровня из центрального бюджета сочетание прямого и двухступенчатого выравнивания

11 Выбор того или иного варианта распределения трансфертов зависит от: Целей межбюджетного выравнивания Степени изначального вертикального и горизонтального неравенства Степени налоговой (доходной) автономии местных органов власти Степени расходной автономии местных органов власти Наличия/отсутствия объективных различий между территориями в стоимости предоставления единицы бюджетных услуг

12 Международный опыт: Россия I. уровень федерация – регион (республика, область) 143 млн.чел., 88 регионов,1 866 районов, 642 крупных города, городских и сельских поселений –выравнивание консолидированных бюджетов регионов –выравнивание по доходам с учетом различий в расходных потребностях –оценка доходов по налоговому потенциалу –учет расходных потребностей с помощью коэффициентов удорожания публичных услуг –подтягивание бюджетной обеспеченности «бедных» до 60% от среднего уровня (без «отрицательного трансферта») –сокращение неравенства с 82 до 12 раз

13 Международный опыт: Россия II. уровень регион – муниципальный район (город) - муниципальное поселение в каждом регионе от 10 до 70 районов, в районе – от 5 до 20 поселений Регион отдельно выравнивает районы и отдельно поселения (напрямую) на основе требований федерального закона Район дополнительно может выровнять поселения за счет собственных средств на основе формализованной методики (рамки которой задаются регионом) –выравнивание по доходам с учетом различий в расходных потребностях –оценка доходов по налоговому потенциалу –учет расходных потребностей с помощью коэффициентов удорожания публичных услуг –изъятие «избыточных» доходов у «богатых» (отрицательный трансферт) и подтягивание» «бедных» –возможен трансферт в расчете на душу населения (без учета доходов и расходов) –возможен налоговый трансферт

14 Международный опыт: Швеция 9 млн. чел., 20 земель, 289 коммун –земли и коммуны выравниваются по отдельности –выравнивание по доходам с учетом различий в расходных потребностях –оценка доходов по налоговому потенциалу, мелкие местные сборы не учитываются –расчеты на потребителя –выравнивание по доходам и расходам –полное выравнивание по расходам –по доходам: свыше 105% изымается полностью, гарантируется 95% от средней бюджетной обеспеченности –использование механизма «отрицательных трансфертов» –сокращение неравенства подушевой бюджетной обеспеченности: с 2,2 раз до 1,3 раз

15 Международный опыт: Англия 50 млн. чел., 137 графств, 12 крупных городов, 200 поселений –тенденция к ликвидации 1-ого (нижнего) уровня –выравнивается только 2-ой (верхний) уровень –2 уровень сам разграничивает расходы и доходы между 1 и 2 уровнем –учет расходных потребностей с помощью коэффициентов удорожания публичных услуг ( коэффициенты оцениваются по 7 видам расходов с помощью уравнений регрессии) –оценка доходов по налоговому потенциалу, неналоговые и мелкие местные сборы не учитываются –выравнивание через покрытие «расчетного дефицита» –полная компенсация «дефицита» –отрицательного трансферта нет

16 Международный опыт: Франция 58 млн. чел., 3 уровня местных властей: 22 региона, 100 департаментов, коммуны, в т.ч.: в менее 700 жителей, в 4000 – менее 100 жителей –каждый уровень выравнивается отдельно –оценка доходов по налоговому потенциалу –учет расходных потребностей с помощью коэффициентов удорожания публичных услуг –выравнивание подушевой бюджетной обеспеченности (подтягивание беднейших) –отрицательного трансферта нет

17 Международный опыт: Украина 47 млн. чел., 27 регионов, 506 районов, 157 крупн. городов, 5861 городских и сельских поселений –регионы и районы выравниваются отдельно –районы сами выравнивают поселения –покрытие «расчетного дефицита» –выравнивание по доходам с учетом различий в расходных потребностях –оценка доходов по налоговому потенциалу, мелкие местные сборы не учитываются –расчеты по нормативам на потребителя

18 Международный опыт: Казахстан 15 млн., 16 регионов, 198 районов –республика выравнивает только консолидированные бюджеты областей –области выравнивают бюджеты районов и крупных городов –малые города и поселения находятся на смете –выравнивание через покрытие «расчетного дефицита» –полная компенсация «дефицита» –использование механизма «отрицательных трансфертов» (100% изъятие «профицита») –оценка доходов с использованием элементов налогового потенциала –оценка расходов от достигнутого с корректировкой на планируемые изменения (нет формализованной методики) –законодательное закрепление размеров трансферта каждой области на 3 года вперед

19 Международный опыт Киргизия 5,2 млн., 9 регионов, около 50 районов, около 500 поселений –методики нет (по сети) –из существующих сейчас 4-х уровней бюджетной системы областной и районный ликвидируются –начали формализовывать процесс выравнивания поселений Белоруссия 10 млн., 7 регионов, 228 районов –республика выравнивает только консолидированные бюджеты областей –области выравнивают бюджеты районов и крупных городов –малые города и поселения находятся на смете –выравнивание через покрытие «расчетного дефицита» –начинают оценивать доходы по налоговому потенциалу

20 Республика Молдова: положительный пример для стран СНГ Действующие органы местной публичной власти на 2-х уровнях Оба уровня местной публичной власти формируют и исполняют бюджеты Оценка расходных потребностей на потребителя бюджетных услуг При оценке доходов используются элементы налогового потенциала Стимулирование местного развития через неучет местных налогов при оценке доходов и неполное выравнивание

21 Основные направления совершенствования системы межбюджетных отношений в РМ Четкое и адекватное разграничение расходных полномочий в законодательстве Четкое и адекватное разграничение доходных источников в законодательстве Совершенствование методики распределения финансовой помощи (прямые трансферты обоим уровням МПВ, уход от «финансирования дефицита», сохранения ранга МПВ до и после выравнивания)