Учитель-логопед МДОУ 30 «Ёжик» Овчинникова Татьяна Николаевна г.о.Новокуйбышевск уч.г
Методики коррекции заикания у дошкольников Методика по использованию коррекционных приёмов в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау. Методика перехода речи от ситуативной к контекстной Р.Е.Левиной. Методика устранения заикания в процессе ручной деятельности М.А.Чевелёвой. Методика преодоления заикания в процессе прохождения программы детского сада С.А. Мироновой Устранение заикания в процессе игровой деятельности в работах Г.А.Волковой, И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской.
Направления работы: I. Создание охранительного режима. II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления. III. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения. IV. Формирование фонационного (речевого) дыхания. V. Работа над плавностью речи в различных её формах. Развитие интонационных характеристик речи. VI. Воспитание личности заикающегося ребёнка.
I. Создание охранительного режима. Речевой режим:Общий режим: Ограничение речевого общения детей. Образец спокойной, чёткой речи взрослых. Проявление тонкого педагогического такта (особенно при исправлении речевых ошибок). Организация игр-молчанок. Взаимоотношения между взрослыми членами семьи и их отношение к детям. Отношение взрослых к речевому дефекту ребёнка. Сокращение зрелищных мероприятий. Организация чёткого распорядка дня. Организация досуга заикающегося ребёнка.
II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации. Обучение формулам внушения состояния расслабления.
III. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения. Развитие тонкой моторики. Развитие артикуляционной моторики. Развитие темпо-ритмических характеристик движений.
IV. Формирование фонационного (речевого) дыхания. 1. Общие дыхательные упражнения. 2. Постановка диафрагмального дыхания. 3. Дифференциация ротового и носового дыхания, формирование длительного выдоха через рот. 4. Формирование длительного фонационного, а затем речевого выдоха.
V. Система работы по синхронизации речи с движением пальцев ведущей руки. ( по Л.З. Андроновой) 1. Работа над звуком. 2. Работа над слогом. 3. Работа над словом. 4. Работа над фразой. 5. Чтение заученных стихотворных текстов. 6. Пересказ коротких текстов. 7. Вопросно-ответная форма речи. 8. Самостоятельное составление рассказов. 9. Закрепление полученных навыков плавной речи.
VI. Воспитание личности заикающегося ребёнка. Цель направления – воспитание адекватного отношения к себе, окружающим и взаимоотношений с ними. Основной метод - психотерапевтическое воздействие - создание особого положительного эмоционального фона окружающей обстановки (семья, педагоги).