ВОЗМОЖНОСТИ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ХИМИИ И БИОЛОГИИ ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ молодых учителей химии, биологии ЮОУО г. Москвы
ПЛАН РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ 1.Возможности интерактивных форм и методов обучения во внеклассной работе по химии биологии). Ковалевская Н.Б.методист - наставник ГБОУ МЦ ЮОУО ДОгМ, Лауреат Премии в области образования г. Москвы 2. XI-я Окружная конференция творческих работ школьников «Химия и окружающий мир», 2012/13 уч.год. Никитина Н.Н. учитель химии ГБОУ СОШ Путь к «Открытию»(из опыта предпрофильной работы по предмету). Варенкова Е.А. учитель химии ГБОУ СОШ Обмен мнениями Все желающие
это особо организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием развивает кругозор и воображение учащихся стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний способствует развитию изобретательности и творчества очень разнообразна по видам и содержанию носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету. требует тщательной организации ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Это методы, включающие учащихся в процесс "добывания знаний" и развитие мышления. Они позволяют: стимулировать мыслительную деятельность учащихся; раскрыть свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; формировать у учащихся творческое мышление. АМО смещают акцент на развитие школьников, не просто воспроизводя усвоенные знания, но и используя их в практической деятельности.
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ Слово интерактив образовано от слова interact (англ.), где inter взаимный, act действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Интерактивное обучение это, прежде всего, диалоговое обучение. При интерактивном обучении диалог строится на линиях ученик ученик (работа в парах), ученик группа учащихся (работа в группах), ученик - аудитория или группа учащихся аудитория (презентация работы в группах), ученик компьютер и т.д.
Интерактивное обучение Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения занятия. Научно-методические основы, на которых базируется интерактив: обучение через опыт и сотрудничество; учет различий в стилях познания; поисковые и исследовательские методы; игровые методы.
Интерактивное обучение Интерактивное обучение это специальная форма организации познавательной деятельности. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания; идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности; способствует установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде, снимает нервную нагрузку, помогает испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА МАССОВАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ Все эти виды внеурочной работы различаются между собой не только количеством участников, но и имеют свои организационные формы, методы и содержание. КЛАССИФИКАЦИЯ
добровольность, инициатива и самодеятельность учащихся; актуальность и научность темы выбранного направления работы и ее связь с жизнью; плановость, систематичность и системность проведения занятий и мероприятий. Основные принципы организации внеклассной работы:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА эпизодическое выполнение отдельных поручений учащимися с целью его привлечения к более систематической работе. работа с учащимися, которые уже вполне сознательно решили специализироваться в области химии или близких к ней дисциплин Содержание определяется склонностями, способностями и интересами учащихся, уровнем материально-технической базы учебного заведения и системой организации деятельности учащихся под руководством учителя.
ГРУППОВАЯ РАБОТА Охватывает учащихся с уже пробудившимся интересом к химии или какой– либо ее отдельной области. работу с учащимися, которые, интересуются не столько химией, сколько возможностью приложить свои силы, знания к конструированию приборов, пропаганде химических знаний среди учащихся младших классов, выполнении некоторых вспомогательных работ.
МАССОВАЯ РАБОТА Характерной особенностью массовой внеурочной работы по химии (биологии) является то, что она включает в себя, как правило, разовые, эпизодические мероприятия, к участию в которых привлекаются не только учащиеся, специально интересующиеся химией, но и все остальные. научно –практические конференции, тематические вечера, проведение в школе дней, месячников, декад химии (биологии).
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Основной элемент конференции– доклады и сообщения учащихся. Они могут сопровождаться демонстративными экспериментом. В отличие от вечеров конференции проводят в строго академической обстановке. Доклады составляют таким образом, чтобы они могли стимулировать дискуссию. Задача учителя– помочь докладчикам таким образом подобрать материал и найти такую форму его изложения, которая максимально активизирует восприятие докладов всеми присутствующими.
Внеурочная работа по химии (биологии) является наиболее подвижной формой обучения и воспитания учащихся. Содержание и методика, которой определяется учителем и учащимися в зависимости от их интересов, опыта и возможностей учителя. Внеурочные занятия с их разнообразием форм и методов создают для становления творческой личности благоприятные условия, позволяя не только ответить на возникающие у учащихся вопросы, но существенно конкретизировать и расширить их знания.