МОУ « Камлакская оош », 2010 г Цуркан Л. Н. – директор школы « Организация инклюзивного образования в школе, как одно из условий повышения качества образования »
1. Конституция РФ. 2. Закон РФ « Об образовании » от г ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ » от г 181 – Ф ( поправка ). 4. Протокол 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод в РФ от г. 5. Конвенция о правах ребёнка от г ст. 23 п.3. Основания для разработки и внедрения проекта
Отсутствие программно - целевого подхода и условий для создания модели инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Проблема
Отсутствие в возможности выделить классы и группы КРО. В классах обучаются дети в разным уровнем подготовки и разными способностями. Возрастает количество детей с особыми образовательными потребностями. Большинство детей с ограниченными возможностями получают обучение на дому, не имея явных физических ограничений. Факты
Все ученики равны в школьном сообществе. Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня. Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика. Проводится эффективное обучение. Все работники вовлечены в процесс обучения, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения детей среди сверстников. Семьи активно участвуют в жизни школы. Все настроены позитивно и понимают свои обязанности. Как должно быть ?
Отсутствие социально – психологической службы в школе. Пассивная жизненная позиция родителей. Недостаток совместных действий школы и окружающего сообщества в создании условий для обучения детей с особыми потребностями. Почему не так, как должно быть ?
Создание доступных условий для социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями, их самостоятельной независимости. Формирование общественного отношения к ним как к полноценным людям, помогая окружающим детям становиться толерантными, учиться уважать другие личности. Основная идея проекта
СРАВНИ особые дети специальные учителя специальные образовательные потребности ОБЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕСПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ обычные дети обычные учителя обычные образовательные программы
СРАВНИ особые дети обычные учителя обычные образовательные программы различные дети различные учителя различные образовательные программы ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Смогут ли особые дети подстроиться к обычным программам и обычным учителям ? Если да, хорошо ! Если нет, то на долго могут выпасть из образовательного процесса. Интегрированное образование
« Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития … нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех …» Кофи Аннан Инклюзивное образование
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди нуждаются друг в друге. 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Инклюзивное ( включающее ) образование базируется на восьми принципах
Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями « Включающее образование это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ - инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба » Актуальность
Условия для создания инклюзивного обучения в общеобразовательной школе. Объект исследования
Если « Инклюзивное обучение » означает « искать пути обучения детей всех вместе, учитывая их потребности и возможности », то, необходимо создать условия в поддержку обучающимся и педагогам для достижения успеха. Гипотеза
Цель : Создание условий для полноценного обучения детей с особыми образовательными потребностями в рамках общеобразовательной сельской малокомплектной школы. Задачи : 1. Разработать программно – методический материал, способствующий включению детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс. 2. Наладить работу ПМП консилиума. 3. Формировать диагностический пакет для проведения профилактических и психо – коррекционных занятий. 4. Привлекать узких специалистов и педагогов дополнительного образования, готовить педагогов. 5. Оборудовать ресурсный кабинет. 6. Ввести в практику общеобразовательной школы специальную ( коррекционную ) педагогику. 7. Организовать для родителей информационно – просветительскую работу. 8. Организовать персонифицированное обучение детей с особыми образовательными потребностями. 9. Разработать критерии отслеживания результативности проекта.
База проекта МОУ « Камлакская оош » 1. МТБ школы ( логопедический комплекс ); 2. курсы и семинары для педагогов ; 3. « Школьная служба здоровья » ( педагог – психолог, социальный педагог, учитель – логопед, учитель – дефектолог, валеолог ).
Включение в образовательный процесс школы детей с особыми образовательными потребностями на равных условиях с обычными детьми. Новизна проекта
План реализации проекта этапсрокимероприятия 1 Организ ационн ый Диагностико – аналитические мероприятия. Подбор, повышение квалификации, кадров. Создание условий в образовательном учреждении. Информирование родительской общественности. Разработка критериев эффективности внедрения проекта. 2 Основн ой Формирование групп детей для индивидуальных и групповых занятий специалистов « Школьной службы здоровья ». Утверждение планов работы узких специалистов. Тесное сотрудничество педагогов и специалистов в разработке индивидуальных траекторий развития для детей с особыми образовательными потребностями. Коррекционная работа. Тесное сотрудничество с родителями. 3 заключи тельный Анализ результатов внедрения проектов. Обобщение опыта через проведение обучающих семинаров для педагогов, родителей. Информирование общественности о результатах проекта в СМИ.
Пассивность общества, не готового принять в свои ряды людей с особыми образовательными потребностями на равных условиях. Риски
Ожидаемый результат Создание доступных школ и совместное обучение ( включённое или инклюзивное образование ), способствующее социальной адаптации детей с особыми потребностями, их самостоятельности и независимости. Создание программы инклюзивного обучения в общеобразовательной школе. ОптимумМинимум
Ожидаемый результат Изменение общественного мнения к людям с особыми образовательными потребностями, формирование отношения к ним, как к полноценным людям. Наладить партнёрские отношения со всеми заинтересованными структурами и родителями. Сформировать диагностический пакет Оптимум Минимум
Ожидаемый результат Становление обычных детей толерантными, компетентными к себе, как к личности, и к другим. Изменение подхода к образовательному процессу через переподготовку педагогов. Повышение качества образования. ОптимумМинимум