Психолого-педагогическая программа «Здравствуйте, это Я!» (повышение степени адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОУ) Автор-составитель: Лупанова Елена Вячеславовна, педагог-психолог, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 143 (филиал), г.Пенза
«Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно- психическом развитии ребенка», - отмечала Е.И. Морозова.
дети 2 и 3 лет Участники программы:
Цель: адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Задачи: Создание условий для преодоления стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации. Психолого-педагогическая помощь воспитателям в работе с детьми раннего возраста в период адаптации. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
1.Работа с детьми. 2.Родительские тренинги. 3.Работа с педагогами.
Критерии наблюдения общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимодействие со взрослыми, взаимодействие со сверстниками, реакция на изменение привычной ситуации.
Содержание занятий: хороводные игры; фольклорные произведения; «Расскажи стихи руками»; пальчиковые игры; коммуникативные игры; телесно-ориентированная терапия; массаж и самомассаж.
Тематический план занятий для детей раннего возраста в период адаптации. занятия Тема занятияЗадачи занятия 1 Знакомство1.установление контакта с каждым ребенком; 2.снятие психомышечного напряжения, развитие координации движения; 3. развитие слухового внимания. 2 На солнечной 1. создание атмосферы эмоциональной полянке безопасности; 2. развитие зрительного восприятия, внимания, речи; 3.развитие умения действовать в соответствии с текстом. 3 Цыпленок Цып1. создание положительного эмоционального настроя в группе; 2.развитие двигательной активности, ритмичности; 3.развитие слухового внимания, умения действовать в соответствии с правилами игры. 4 Осенние листочки1. снятие психомышечного напряжения; 2. развитие слухового внимания, восприятия; 3. развитие координации движения. 5 Зайка 1. создание положительного эмоционального настроя в группе; 2. развитие речи, внимания, памяти; 3. организация общения между детьми, общих эмоциональных переживаний.
Тематический план тренингов 1.Что такое адаптация. 2.Встречи – расставания. 3.Живу по расписанию. 4.Общение с ребенком. 5.«Я играю целый день…» 6.Вместе весело шагать.
Уважаемые родители! Закончился первый год пребывания ребенка в детском саду. Нам важно знать, насколько комфортно Вам и ребенку с нами. Ваши искренние ответы помогут сделать жизнь детей в саду более качественной и содержательной. 1. Нравится ли ребенку детский сад? 2. С желанием ли ребенок идет в детский сад? С каким настроением уходит: 3. С веселым настроением? 4. Со спокойным? 5. Не желает уходить? 6. Уходит с удовольствием? 7. Делится ли впечатлениями о прожитом дне? Ребенку в ДОУ нравятся: 8. Прогулки? 9. Игра? 10.Общение с другими детьми? 11.Устраивают ли Вас педагоги? 12.Чувствуете ли Вы заботу о своем малыше? 13.Спокойны ли Вы, когда ребенок находится в ДОУ? Спасибо за участие!
План работы с педагогами: 1.Консультация «Особенности психического развития детей раннего возраста». 2.Круглый стол «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». 3.Тренинг «Взаимодействие с родителями воспитанников в период адаптации». 4.Тренинг «Особенности общения с детьми раннего возраста в период адаптации». 5.Консультация «Ребенок и сверстники».