9 класс Урок 56
Почему именно «Гласность» определила в итоге необратимый характер общественных перемен? Задание на урок.
В мае 1985 г. Горбачев приехал в Ленинград, где свободно общался с населением. На 27 съезде КПСС прозвучал термин «гласность». Гласность – открытость, доступность информации для обществен- ности, связанная со свободой печати и отменой цензуры. Лозунги гласности: « Больше демократии, больше социализма!» « Назад к Ленину!» Цели гласности – формировать «социализм с человеческим лицом». Полусвобода – разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству, и лишь в пределах, которые оно допускало. 1.Политика «Гласности». М.С.Горбачев в Ленинграде. Май 1985 г.
Гласность привела к пере- осмыслению прошлого. В печати были подняты «закрытые» прежде темы, критике подверглись ближайшие соратники Ленина. При Политбюро была соз- дана комиссия по реаби- литации жертв полити- ческих репрессий во гла-ве с секретарем ЦК А.Н. Яковлевым. Она перес- мотрела все сфабрико- ванные при Сталине дела высших партийных и государственных руко- водителей. 2.Переоценка исторического прошлого. Секретарь ЦК КПСС по идеологии А.Н.Яковлев.
Были реабилитированы и восстановлены в партии главные противники Сталина -Н.Бухарин, Л.Каме- нев, Г.Зиновьев и др. В 1989 г.начался пересмотр более широкого круга дел -были признаны неконституционными действия «троек» и «особых совещаний», а осужденные ими- реабилитированы. Были сняты все обвинения про- тив жертв массовой коллективизации и народов, депортированных в годы Великой Отечественной войны. 2.Переоценка исторического прошлого. Политические деятели реабилитированные в к.80-х гг.
Отмена цензуры. В результате гласности были сняты запреты на пуб- ликацию целого ряда произведений Е.Замятина, Б. Пильняка, А.Платонова, А.Солженицина, Д.Гранина и др., читатели познакомились с произведениями философов Н.Бердяева, В.Соловьева, В.Лосского и др. Интерес к истории привел к публикации массовыми тиражами трудов Н.Карамзина,В.Ключевского, С.Соловьева. Увидели свет запрещенные ранее работы Д.Оруэлла, Р.Конквеста, Ж.Желева и др. 3.Противоречия в развитии художественной культуры. Писатели высланные из СССР в е гг.
Огромный интерес вызвали фильмы «Покаяние»Т. Абдуладзе, «Так жить нельзя» С.Говорухина, «Лег ко ли быть молодым» Ю.Подниекса и др. Зрители вновь смогли увидеть работы П.Филонова, К.Малевича,М.Нестерова и др.Огромные споры вызвало творчество И.Глазунова. В театрах начали ставить пьесы с острой политической направленностью.Так в пьесе М.Шатрова «Дальше…Дальше … Дальше» по-новому трактовался образ Ленина. 3.Противоречия в развитии художественной культуры. И.Глазунов. Россия Великая
Перестройка изменила роль средств массовой информации. практически была снята цензура. Тиражи периодических изданий выросли до рекордных отметок. Огромную роль в развитии гласности сыграло теле-видение. В его практику вошли прямые трансляции, телемосты, появились новые телепередачи: «Взгляд», «12 этаж», «5 колесо» и др. Прекратилось преследование инакомыслящих. Возвратился из ссылки А.Д. Сахаров. 4.Роль СМИ в «революции умов». Шарж на ведущих Программы «Взгляд».
В то же время крепла и консер вативная оппозиция. Весной 1988 г.в «Советской России» было опубликовано письмо Н.Андреевой «Не могу поступиться принципами», ставшее манифестом консер- ваторов. Ее позицию поддер жал Е.Лигачев и статья была напечатана в других изданиях. Ответ на эту статью последовал лишь через месяц, когда М.Горбачев вернулся из-за границы. После этого в СМИ критика тоталитарной системы развернулась с новой силой. 4.Роль СМИ в «революции умов». А.Твардовский
Значение гласности: Политика Гласности привела к крушению монополии КПСС на информацию. Гласность показала людям западный мир с его ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Советское общество оказалось неподготовленным к радикальным переоценкам ценностей. Обилие информации вызвало растерянность, душевный надлом у неподготовленной аудитории, формировалось ощущение беспросветности собственного существования, обреченности. Гласность способствовала столкновению различных политических, социальных и идейных интересов