Системы стихосложения Область рифм – моя стихия, И легко пишу стихи я, Без раздумий, без отсрочки Я бегу от строчки к строчке, Даже к финским скалам бурым Обращался с каламбуром. Дмитрий Минаев.
Русское стихосложение СиллабическоеТоническое Силлабо- тоническое Зависит от соизмеримости строк
Тоническое стихосложение Основным признаком соизмеримости строк служит количество ударных слогов: Былинный стих- 3 ударных слога С крутым берегом река Днепр поровнялася, Желты мелкие песочки осыпалися, Со песком вода возмутилася, В зелёных лугах развалилася.
Песенный стих,в зависимости от протяжённости строк в песнях, может иметь два, три, четыре главных ударения: Раскачалась в саду грушица Перед яблонью кудрявою, Перед яблонью зелёною, Перед яблонью зелёною.
Раёшный стих – свободный стих со смежными рифмами Подходите, подходите, Да только карманы берегите И глаза протрите! А вот и я развесёлый потешник, Известный столичный раешник, Со своей потешной панорамою: Публику обморачиваю, Себе пятаки заколачиваю!
Силлабическое стихосложение Основным признаком служит общее (равное) количество слогов в строке. Характерно для языков с постоянным ударением: французского, испанского, итальянского. В России в основном применялось в XVII – XVIII веках. Срам честный лице деве велми украшает, Еда та же ничесоже не лепо дерзает. Знамя же срама того знается сюду и онуду, Но смиренно я держит низу низпущенны, Постоянно, аки бы к земли пристроенны. Симеон Полоцкий. *Сколько слогов в строке? *Привычна ли для русского языка такая система?
Силлабо-тоническая система Основана на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов. Разработана в XVIII веке В.К.Тредиаковским и М.В.Ломоносовым. Силлабо-тонический стих состоит из стоп – повторяющихся слоговых групп, состоящих из ударного и безударных слогов ударный безударный
Двусложные размеры Хорей (греч.choreios- плясовой) Ямб (греч.jambos) (1, 3, 5, 7) (2, 4, 6, 8)
Определи размер стихосложения Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий, Мутно небо, ночь мутна. А.С. Пушкин. «Бесы» Идут белые снеги, Как по нитке скользя… Жить и жить мне б свете, Да, наверно, нельзя. Е.Евтушенко. «Идут белые снеги» ХОРЕЙ
ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА ДАКТИЛЬ(греч. daktylos – палец) АМФИБРАХИЙ(греч. аmphi- кругом + brachys – краткий) АНАПЕСТ(греч. аnapaistos – отражённый назад) 1, 4, 7, 10 2, 5, 8, 11 3, 6, 9, 12
Определи размер стихотворения Я убит подо Ржевом В безымянном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком налёте. А.Твардовский Но князь желал испить шеломом Дону, На красный стяг, на белую хоругвь Взглянул и стремя золотое тронул Ещё на русском, на степном ветру. С.Щипачёв АНАПЕСТ ЯМБ
РИФМА (греч. rhythmos – соразмерность) Это повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк. В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифмы бывают: Мужские Мужские – с ударением на последнем слоге строки («окно – давно») Женские Женские – с ударением на втором от конца строки слоге («даром – жаром») Дактилические Дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге («расстилается – разливается»)
По расположению в строках рифмы делятся на: делятся на: Парные Парные (или смежные ) ААББААББ Перекрестные АБАБАБАБ Кольцевые Кольцевые (или опоясанные) АББААББА