Читательская конференция «Праведник и пророк» (по жизни и творчеству А.И.Солженицына) Авторы: Шляхтенко Екатерина, Величковская Екатерина, Величковская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Не стоит село без праведника… Александр Исаевич Солженицын «Матрёнин двор»
Advertisements

АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН «МАТРЕНИН ДВОР» «Не стоит село без праведника» Подготовила учитель литературы МОУ «Гимназия 2» Маврина Наталья Александровна.
Викторина п о р ассказу А. И. Солженицына « Матрёнин д вор ».
А. И. Солженицын. О Солженицыне. vaynah.su представляет.
Столетье промчалось. И снова, Как в тот незапамятный год- Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет. Ей жить бы хотелось иначе, Носить драгоценный.
Александр Исаевич Солженицын ( ) Анна Ахматова о рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Удивительная вещь… Это пострашнее «Ивана Денисовича»…
Рассказ « Матренин двор» События рассказа происходят летом 1956 года. События рассказа происходят летом 1956 года. Автор-рассказчик Игнатич возвратился.
Урок - аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор») Мельшиан Наталия Эдуардовна, учитель русского.
Александр Исаевич Солженицын ( ) «Матренин двор» (1963 г.) «Матренин двор» (1963 г.) Летом 1956 года из пыльной Летом 1956 года из пыльной горячей.
Проект на тему: Жизнь моей прабабушки после войны Ученицы 7 л 5 класса Нечепуренко Ани.
Тема урока : «Жить не по лжи» Проблема нравственного выбора в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор»
История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской… /урок по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор»/
Александр Исаевич Солженицын Писатель. Общественный деятель. Личность. Александр Исаевич Солженицын Писатель. Общественный деятель. Личность.
Край родной, родные люди О прадеде хочу я рассказать. В Тюменской области живу, Район мой называется Ярковский, А в нем село родное Новосёлово, Его я малой.
Учитель русского языка и литературы Рябова Людмила Даниловна Тема праведничества в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор» Учитель русского языка и литературы.
Валентин Григорьевич Распутин ( 1937 ) Герой Социалистического Труда(1987), лауреат Государственной премии СССР (1977,1978), лауреат премии А.И.Солженицына.
Мы, потомки тех, кто отстоял Родину, должны бережно хранить память о них Чем больше времени проходит с момента окончания войны, тем больше стираются из.
Тема: Образ Катерины в пьесе «Гроза». Цель: Показать образ Катерины и раскрыть черты её характера.
Конспект урока по литературе в 11 классе. Митрофанова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ средняя общеобразовательная.
Презентация к уроку по чтению (1,2,3,4 класс) по теме: Презентация по литературному чтению "Творчество В Бианки" 1-4 класс
Транксрипт:

Читательская конференция «Праведник и пророк» (по жизни и творчеству А.И.Солженицына) Авторы: Шляхтенко Екатерина, Величковская Екатерина, Величковская Екатерина, ученицы 9Б класса СОШ 4 ученицы 9Б класса СОШ 4 г. Полярные Зори. г. Полярные Зори. Учитель: Киселёва Н.А.

«Матрёнин двор»

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году, а опубликован в «Матренин двор» произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря.

Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти тихий уголок России подальше от железных дорог. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году Солженицын некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.

Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой: образы-символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Не стоит село без праведника». Да и само название «Матренин двор» носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены - то пристанище, которое обретает, наконец, в поисках «нутряной России» рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья: «Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне». Символическое уподобление Дома России традиционно, ведь структура дома уподоблена структуре мира.

В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны - германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает дом, стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека - «по ребрышкам», и «все показывало, его ломатели - не строители и не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось здесь жить».

А. Т. Твардовский о главной героине «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Солженицын: «Вы указали самую суть - на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».

Солженицын изображает героиню, живущую в нищете, потерявшую мужа и детей, но духовно не сломленную тяготами и горем. Матрена противопоставлена корыстным и недоброжелательным односельчанам, считающим ее "дурочкой". Вопреки всему Матрена не озлобилась, осталась сострадательной, открытой и бескорыстной. Матрена из рассказа Солженицына воплощение лучших черт русской крестьянки, ее лицо подобно лику святой на иконе, жизнь почти житие. Дом сквозной символ рассказа соотнесен с ковчегом библейского праведника Ноя, в котором его семья спасается от потопа вместе с парами всех земных животных. В доме Матрены с животными из Ноева ковчега ассоциируются коза и кошка.

Но и душевно праведная Матрена все же не идеальна. Мертвящая советская идеология проникает в жизнь, в дом героини рассказа (знаки этой идеологии в солженицынском тексте плакат на стене и вечно не умолкающее радио в доме Матрены).

Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей ее с Богом. Таков закон житийного жанра. Однако смерть Матрены горько-нелепая. Брат покойного мужа, алчный старик Фаддей, когда-то любивший ее, принуждает Матрену отдать ему горницу (избу-сруб). На железнодорожном переезде при перевозке бревен разобранной горницы Матрена попадает под поезд, который олицетворяет механическую, неживую силу, враждебную природному началу, воплощаемому Матреной. Гибель героини символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.

Рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением».