Лекторий для родителей дошкольников «Ребенок и книга»
Самуил Яковлевич Маршак (1887 – 1964)
Евгения Борисовна, мать поэта Яков Миронович, отец поэта
С.Я. Маршак. Около 1889 г.
С.Я. Маршак - ученик 3-й санкт-петербургской гимназии
С.Я. Маршак (справа) со старшим братом Моисеем Яковлевичем Маршаком, студентом Петербургского политехнического института. Лето 1905 г.
1909 г.
С.Я. Маршак, С.М. Мильвидская незадолго до свадьбы. 1911
Ведерко, полное росы, Я из лесу принес, Где ветви в ранние часы Роняли капли слез. Ведерко слез лесных набрать Не пожалел я сил. Так и стихов моих тетрадь По строчке я копил.
О Маршаке «…творчество Самуила Яковлевича для детей является новым словом в мировом развитии детской литературы». (А. Фадеев)
О многогранности таланта Маршака Маршак – переводчик; Маршак –журналист; Маршак – редактор; Маршак – «организатор» советской детской литературы, наставник молодых авторов; Маршак –драматург; Маршак – самобытный поэт.
О мастерстве «детского» Маршака «Мастерство такое, что не видать мастерства». (К. Чуковский) «Детский» Маршак – это целый обширный, многоголосый и многокрасочный мир поэзии». (А. Твардовский)
О Маршаке «Он был не просто маститым писателем, живым классиком, а и личностью – глубокой, мудрой, тонкой, потому каждая встреча с ним становилась событием». (С. Баруздин)
Размышляя о Маршаке … Какие встречи стали событиями в жизни самого Маршака, определили его судьбу?
Главные встречи в период взросления Встреча с известным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым в 1902 г. Знакомство с А.М. Горьким в 1904 г. Встреча с А. Блоком.
Начало творчества для детей 20-ые годы – сборник пьес-сказок, основанных на фольклорных мотивах и образах. Цикл «Детки в клетке» (1922 г.). «Сказка о глупом мышонке». Стихотворения «Цирк», «Багаж», «Мороженое» и др.
* * * Пусть будет небом верхняя строка, А во второй клубятся облака, На нижнюю сквозь третью дождик льется, И ловит капли детская рука. * * * Читатель мой особенного рода: Умеет он под стол ходить пешком. Но радостно мне знать, что я знаком С читателем двухтысячного года!
Детская лирика Маршака Особенности мастерства: соединение двух интонаций; эмоциональная насыщенность, экспрессивность; «ясное чувство формы, цельность рисунка»; психологическая достоверность образа лирического героя.
Маршак и современные дети