Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 им. А.В.Суворова муниципального образования город-курорт Геленджик Экология – составная часть компетентностной модели географического образования Квитко Борис Николаевич – учитель географии, руководитель школьного музея экологии и охраны природы. высшая категория
Цель: Раскрыть роль экологии в организации компетентностного подхода к географическому образованию в МБОУ СОШ 4 им. А.В.Суворова.
Задачи: 1. определить роль экологии в достижении целей географического образования; 2. познакомить с формами работы на уроках и на внеклассных мероприятиях; 3. оценить роль краеведческого подхода в достижении целей.
Содержание: 1. Осмысление терминов: география – как наука, экология – наука будущего, компетентностный метод и его будущее. 2. Стратегия устойчивого экономического, экологического и социального развития общества (ООН, Рио-де-Жанейро, 1992 год). 3. Школьный музей экологии и охраны природы. Программы развития и их реализация на уроках и во внеурочной деятельности. 4. Учёт возрастного подхода к обучению географии с применением экологических методов. 5. Краеведение – как составная часть практической реализации компетентностного метода. 6. «Добро пожаловать в музей!» - компетентностный ресурс уроков географии.
1. Осмысление терминов География – наука (точнее система естественных и общественных наук), изучающая функционирование и эволюцию географической оболочки, взаимодействия и распространение в пространстве её отдельных частей и компонентов. Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Компетенция – отчуждение, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной, продуктивной деятельности в определённой сфере.
Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. (А.В.Хуторской, докт. пед. наук, г.Москва). Таким образом компетентносный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В нашем случае эту роль выполняет – экология.
2.Стратегия устойчивого развития Г Е О Р Г А Ф И Я О Х Р А Н А П Р И Р О Д Ы Э К О Л О Г И Я
3.Школьный музей экологии и охраны природы Программы развития школьного музея – результат творческого подхода к формированию его фондов, отработки природоохранных навыков учащихся, совершенствования воспитательного потенциала.
4.Возрастной подход в обучении географии и экологии Возрастной подход в обучении географии и экологии предполагает: Учет ступени обучения Учет программных требований с учетом степени обучения Формы работы с учетом возрастных особенностей Учет предполагаемог о результата
Из вышесказанного следует: « РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ»
Развитие концепций в жизненно необходимых навыков с учетом стратегии устойчивого развития КОНЦЕПЦИИ стратегии устойчивого развития общества (конференция ООН-1992г.) ЭКОЛОГИЧЕСКОГОЭКОНОМИЧЕСКОГОСОЦИАЛЬНОГО КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ Е ЭКОНОМИЧЕСКИЕСОЦИАЛЬНЫЕ Знать, уметь, охранять природный комплекс Рациональное природопользование на производстве и в быту. Экономия и соблюдение Т.Б. Бережное отношение к предметам быта и к здоровью своему и окружающих.
СИСТЕМА КОМПЕТЕНЦИЙ Знания через уровни естественного цикла БИОЛОГИЯГЕОГРАФИЯХИМИЯ КОМПЕТЕНЦИИ Законы развития природы Роль человека в преобразовании природного комплекса Новые материалы и технологии. Достижения медицины.
ПРАКТИКА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ МУЗЕЙ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ КОМПЕТЕНЦИИ Творчество в общении с природой и фиксации ее изменений Индивидуальные способности в изготовлении пособий и экспонатов Профориентационная работа.Социальная адаптация
Реализация концепции Экологического, экономического и Социального развития общества через музей экологии и охраны природы
ВЫВОД: Человек должен знать, уважать и соблюдать законы развития природы
Концепция Экономически устойчивого развития Экологическое краеведение – составная часть работы музея.
ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА «ПРАКТИЧЕ- СКАЯ ЭКОЛОГИЯ»
ВЫВОД: Рациональное пользование природными ресурсами и необходимость охраны окружающей среды от загрязнения
КОНЦЕПЦИЯ Социально устойчивого развития «Кубанская хатка» – из прошлого в будущее через настоящее
ВЫВОД: Экология в быту и на производстве это и здоровье человека, и его материальное благополучие, и моральная ответственность за судьбу природы.