Формирование классного коллектива
Главным организатором жизнедеятельности класса был и остается классный руководитель. Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов. Очень часто нам приходилось замечать: если основу личности классного руководителя составляют гуманистические ценности, то такие же ценностные ориентации преобладают в классном коллективе; если учитель занимает активную жизненную и педагогическую позицию, то и учащиеся класса отличаются активностью и самостоятельностью; если педагог увлечен туризмом, то и классной общности системообразующим видом деятельности становится туризм.
Классный руководитель –это: 1) «Контролер», обеспечивающий включение учащегося в учебно- воспитательный; 2) «Проводник по Стране знаний», создающий условия развития познавательного интереса и желания учиться; 3) «Нравственный наставник», способствующий соблюдению учащимися норм и правил 4) «Носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности; 5) «Правозащитник», который способствует решению различных социальных проблем учащихся 6) «Товарищ», который помогает включиться в различные виды деятельности, 7) «Фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самосознании, самоопределении, самореализации (беседы, тренинги, игры, индивидуальная работа с учащимися).
Диагностика Система диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными ученикам. Школьный психолог здесь выступает в роли координатора и консультанта, а также отслеживает результаты работы и осуществляет необходимую коррекцию.
Содержание диагностики демографические данные об ученике и его семье; данные о здоровье и физическом развитии ребенка; познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления); эмоционально-волевая и потребностно- мотивационная сфера; направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция) поведение, поступки учащихся.
Кроме того, необходимо изучать и класс в целом, как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.
Педагогическая диагностика Педагогическая диагностика обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса. Функции: 1) контрольно-корректировочную – это получение данных и корректировка процесса воспитания 2) прогностическую – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем 3) воспитывающую – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников
Педагогическая диагностика имеет в качестве своего предмета три области: результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся; результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся ; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой)
Корректирующая диагностика Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы.
Обобщающая диагностика В целях прогнозирования результатов воспитательной работы необходимо проводить обобщающую диагностику в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течении следующего учебного года.
Начальная диагностика Существует 3 основных варианта начальной диагностики: а) когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся; б) когда коллектив неновый, а классный руководитель впервые начинает работу с классом; в) когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.
Для чего нужна начальная диагностика? Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определились воспитательные задачи, которые будут реализованы в учебной четверти или по году необходимо выявить уровень воспитанности каждого ученика.
При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором – классный руководитель изучает не только учеников, но и сам коллектив, как сложную, динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность классному руководителю провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.
Методы начальной диагностики Самая большая и популярная группа этих методов – опросы. Они широко представлены в педагогической литературе, с их помощью выявляю ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе. Пример диагностики ценностной ориентации учеников 5 класса. 1. Что тебе нравится в школе, что не нравится? 2. Кто побуждает тебя учиться лучше (мать, отец, бабушка, сам(а) хочу учиться) 3. Какое время дня для тебя приятнее (утро, день, вечер)? 4. По каким учебным предметам тебе не хочется заниматься? Почему?
Метод наблюдения Это наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а так же длительности и способов фиксации результатов. Наблюдение дает мне возможность видеть ученика в естественных условиях.
Метод беседы Этот метод более гибкий, чем опрос. Беседа может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы было легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например: как обычно проходит твой вечер (а не «Любишь ли ты смотреть телевизор?»)
Предмет анализа В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа является, главным образом, социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, необходимо следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
Метод беседы Этот метод более гибкий, чем опрос. Беседа может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы было легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например: как обычно проходит твой вечер (а не «Любишь ли ты смотреть телевизор?»)
Анкетирование Метод анкетирования и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые ( нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов). Анкетирование позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений. Возможные недостатки анкетирования - ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.
Метод столкновения взглядов, позиций Позволяет обращаться к ученикам, с просьбой высказать свое мнение, дать совет как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме. Например, «Как поступить?» Цель: изучить отношение к гуманным категориям «честность», «принципиальность» 1. Описываются школьные ситуации: а) Идет контрольная работа «Ты выполнил работу правильно. Твой товарищ не знает решения и просит дать ему списать. Как ты поступишь?» б) Ты получил «2» по литературе и знаешь, что за это родители тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям об этой отметке? И т.д. Обсуждаются возможные варианты. А потом устанавливается правильность ответов.
Обработка: по результатам решений задач каждого ученика можно отнести к одной из четырех групп: 1 группа – с неустойчивым отношением (выбранные детьми основы поведения противоречат моральным нормам) 2 группа – недостаточно устойчивое отношение (школьники готовы оказаться от своего мнения при малейшем давлении) 3 группа – активно отстаивают свое мнение (в исключительных случаях склонны к компромиссу) 4 группа – активное, устойчивое отношение к нравственным нормам (учащиеся правильно делают выбор)
А так же… Методика незаконченного предложения, рассказа, рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации, опросники, тесты интеллекта, достижений
На первом этапе применяю методики и графические тесты, позволяющие определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном сообществе, лидера с целью самоуправления в классе. Диагностическая методика Если бы ты был волшебником. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: Ф.И.Желания для себя Для близкихДля других людей 1. 2.
Диагностическая методика «Космическое путешествие» Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе. Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.
Дом, в котором я живу» Учащимся предлагается построить на листах бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для него людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким, товарищам.
Письмо островитянину Представьте, что вы находитесь на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой написана записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки. Обратить внимание на то, кому письмо адресовано.
Диагностическая методика Солнце, дождик, тучка. Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению. В классе мнеДома мнеС друзьями мне
Диагностическая методика «День рождения» Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса ко дню их рождения. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так: Света – книга, Ира – кукла и т.д. Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе.
Диагностическая методика Загадай желания. Ребёнку рассказывают, что есть такое поверие: если увидишь, как падает звезда и успеешь загадать желание, оно обязательно исполнится. Представь, что ты видишь падающую звезду. Какое желание ты бы загадал? Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу: - материальные (вещи, игрушки и т.п.); - нравственные (иметь животных и ухаживать за ними и т.п.); - познавательные ( научиться чему-то, стать кем-то); - разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).
Диагностическая методика Золотая рыбка. Дети выступают в роли заказчика, а не исполнителя желаний. И от рыбки, а не от них самих зависит, исполнить или нет желание. Представь себе: приплыла к тебе рыбка, спросила: Чего тебе надобно? Для создания особого настроя можно ввести игровые элементы-символы: волшебную палочку, разыгрывание сценки с появлением золотой рыбки.
Методика незаконченных предложений. Варианты: 1. Ребятам предлагается дописать два предложения: Больше всего я радуюсь, когда …. Больше всего я огорчаюсь, когда …. 2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет свой символ: солнце и тучу (день и ночь). Дети в соответствующей части листа рисуют (записывают) свои радости и огорчения. 3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой – огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку. 4. Предлагается ответить на вопрос: Что радует, а что огорчает твою маму, родителей, учителя? При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью; с жизнью коллектива.
Графический тест Я – позиция. На листе бумаги чертится круг. Ученик ставит точку – своё я относительно круга (она может быть поставлена в круге, центре круга, за кругом). Целью данного теста является выявление характера самооценки детей, места каждого ребёнка в коллективе. Результаты данного теста можно применять для формирования классного самоуправления.
Тест Пьедестал. Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из 3 ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
Второй этап Целью диагностики является выявление направленности интересов младших школьников, характера самооценки, изучение уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном коллективе.
Цветик-семицветик Цель: выявление направленности интересов учащихся На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съёмными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребёнок сформулирует семь желаний. Анализ результатов удобно проводить, составив таблицу: Ф. И., Желание для себя, для родных и близких, для класса и школы, для всех людей
Игра Магазин Цель: изучение уровня нравственного развития личности учащихся и духовно- нравственной атмосферы в классном сообществе. Эту игру целесообразно проводить с учащимися младшего и среднего возраста. Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде купли-продажи. Школьникам предлагается сформировать несколько небольших групп (по5 -6 человек). Все учащиеся играют роль покупателей нравственных ценностей. Купля-продажа осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества ( вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т.д.) или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке. После проведённой купли-продажи классный руководитель вместе с учащимися подводит итоги осуществлённой сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы приобретённые, купленные положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива. Результаты первого этапа фиксируются в таблице : п/пФ.И.Приобретённые Положительные качестваПроданные отрицательные качества 1. 2.
В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается приобрести те нравственные качества, которые, по их мнению, удалось сформировать в своём характере в течение этого учебного года, а на аукцион выставить ненужные вещи, т.е. те отрицательные качества, которые ещё у них сохранились. При завершении игры классный руководитель подводит итоги торгов, помогает детям проанализировать результаты работы коллектива класса за прошедший учебный год. Педагог заполняет следующую таблицу: п/п Ф.И. Закреплённые положительные качестваОставшиеся отрицательные качества 1. 2.
Методика Приглашение в гости. Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе, выявить симпатии детей. Детям предлагается ситуация: Вы решили пригласить к себе в гости своих одноклассников. Кого вы хотели бы видеть среди своих гостей? Предложить детям записать фамилии 5 человек.
Методика Психологическая атмосфера в коллективе Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе. Каждому ученику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, используя рисунки (смайлики) или +;-: Дружелюбие Согласие Удовлетворённость Увлечённость Теплота взаимоотношений Взаимная поддержка Занимательность Скука Успешность Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой.
З этап Целью диагностических исследований является определение динамики развития коллектива, уровня развития самоуправления, сформированности межличностных отношений, определение степени удовлетворённости своим коллективом.
Методика Какой у нас коллектив. Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Наш класс очень дружный и сплочённый. Наш класс дружный. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя. Наш класс недружный, часто возникают ссоры. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе. Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как ощущает он себя в системе этих отношений.
Диагностическая методика Анкетирование Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты: 1. Тебе нравится в школе или не очень? - не очень - нравится - не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? - чаще хочется остаться дома - бывает по-разному - иду с радостью
Игра-тест «Альпинист» Цель: определение сплоченности/ разобщенности в классе Представьте себе, что каждый из вас альпинист. Давайте изобразим самую высокую в мире вершину (Эверест-10 км.) Представьте, что пик вершины-это самый дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают, не обзываются. Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов -это твои одноклассники … (от1 до10), подумайте и ответьте. Сумируются все баллы и делятся на количество опрошенных. Получаем средний бал. Озвучиваем результат.
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик). 2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия. 3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно- тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»). 4. Моделирование образцов поведения. 5. Метафорические истории и притчи.
Фильм о моем классе Предлагается выступить в роли режиссера и снять фильм о своем классе. Каждый кадр фильма должен быть снабжен текстом. Для того, чтобы фильм получился, каждый должен придумать сюжет. Вопросы: 1.Как называется фильм? 2.Где происходит действие? 3.Кто является главным героем? 4.Кто играет второстепенные роли? 5.Каков финал фильма? 6.В каком цвете снимался фильм? Помогает увидеть интересные и не всегда видимые события из жизни класса (можно устроить кинофестиваль)
Метод социометрического выбора. Метод, позволяющий выразить количественно, графически, структуру межличностных отношений в коллективе. Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу с помощью этого метода решаются 2 задачи: 1) выявление лидеров и изолированных детей; 2) выявление взаимных симпатии и сплоченности коллектива.
Определение темперамента С учетом формулы темперамента мы можем оптимально решать вопросы организации детей во время учебных занятий, в частности, их рассаживания. Знание особенностей темперамента ребенка позволяет нам опираться на его сильные стороны и развивать слабые. В перспективе это поможет определить, в какой сфере профессиональной деятельности у него успешнее пойдут дела.