Тема 7: Отечественный опыт системного подхода к управлению качеством Управление качеством «Экономика и управление на предприятии» «Менеджмент организации» «Маркетинг» Институт права и управления, каф. Менеджмента Рукавицына Мария Николаевна
Содержание: 1.Факторы, влияющие на качество продукции. 2.Сущность комплексного подхода к управлению качеством. 3. Характеристика отечественных систем управления качеством: БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КСУК П и др. 4.Основные отличия систем качества по ИСО 9000 от КСУК П. Тема 7. Отечественный опыт системного подхода к управлению качеством
Системный подход, факторы качества, система БИП, система СБТ, система КАНАРСПИ, система КСУК П, критерий управления, объект управления, гармонизация стандартов, эволюция мышления в области качества, стандартизация, сертификация, метрология. Ключевые понятия: Тема 7. Отечественный опыт системного подхода к управлению качеством
Факторы, влияющие на качество продукции техническиеорганизационные экономические социальные 7.1. Факторы, влияющие на качество продукции Тема 7. Отечественный опыт системного подхода к управлению качеством
ФАКТОРЫ ТехническиеОрганизационныеЭкономическиеСоциальные Вид изготавливаемой продукции Обеспеченность материалами, сырьем и т.д. Форма оплаты труда и величина зарплаты Состояние воспитательной работы Составляющие технической документации Техническое обслуживание оборудования, оснастки и т.д. Премирование за высококачественную работу и продукцию Подбор, расстановка кадров и перемещение кадров Качество технологического оборудования Планомерность и ритмичность работы Удержание за бракОрганизация учебы и повышение квалификации Состояние испытательного оборудования Организация работ с поставщиками Соотношение между КП, себестоимостью и ценой Взаимоотношения в коллективе Качество средств измерения и контроля Организация информационного обеспечения Организация и проведение хоз.расчета Жилищно-бытовые условия Качество исходных материалов, сырья, комплектующих изделий Организация питания и отдыха Тема 7. Отечественный опыт системного подхода к управлению качеством 7.1. Факторы, влияющие на качество продукции
Отечественные системы управления качеством Система бездефектного изготовления продукции Система бездефектного труда (СБТ) Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) Система НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса) Система КСУКП комплексная система управления качеством продукции) Система КСУКП и ЭИР (эффективное использование ресурсов) 7.2. Характеристика отечественных систем управления качеством: БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КСУК П и др Тема 7. Отечественный опыт системного подхода к управлению качеством
Комплексный подход по проблемам качества означает проведение одновременно соответствующей политики в сферах: Законодательства; Экономики; Техники; Образования и воспитания; Координации работы производителей, потребителей; Научных и инженерных структур. Тема 7. Отечественный опыт системного подхода к управлению качеством 7.2. Характеристика отечественных систем управления качеством: БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КСУК П и др
Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИГ) ЦЕЛЬ: создание условий производства, обеспечивающих изготовление продукции без отступлений от технической документации. ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ: процент сдачи продукции с первого предъявления, который применялся для количественной оценки качества труда рабочего. ДОСТИЖЕНИЯ СИСТЕМЫ: Обеспечивалось строгое выполнение технологических операций; Повысилась персональная ответственность рабочих за качество своего труда; НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ: Ограниченность сферы действия, т.к. распространялась только на рабочих цехов основного производства; Не учитывалось многообразие недостатков и степень их влияния на качество продукции. Тема 7. Отечественный опыт системного подхода к управлению качеством 7.2. Характеристика отечественных систем управления качеством: БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КСУК П и др
Система бездефектного труда (СБТ) ЦЕЛЬ: обеспечить выпуск продукции отличного качества, высокой надежности и долговечности путем повышения ответственности и стимулирования каждого работника предприятия. ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ: коэффициент качества труда ДОСТИЖЕНИЯ СИСТЕМЫ: Возможность количественной оценки качества труда каждого работника; Повышение заинтересованности и ответственности каждого работника за качество своего труда; Сокращение потерь от брака. НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ: Распространение системы только на стадию изготовления продукции; Использовалось наиболее эффективно только на промышленных предприятиях. Тема 7. Отечественный опыт системного подхода к управлению качеством 7.2. Характеристика отечественных систем управления качеством: БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КСУК П и др
Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) ЦЕЛЬ: повышение надежности изделий за счет укрепления технической подготовки работы КБ и технологов производства ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ: соответствие качества первых промышленных изделий установленным требованиям ДОСТИЖЕНИЯ СИСТЕМЫ: сокращение сроков доводки новых изделий до заданного уровня качества; Повышение надежности выпускаемых изделий; Снижение трудоемкости и цикла монтажно-сборочных работ. НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ: Отсутствие планирования качества; Распространение системы только на предпроизводственную стадию жизненного цикла товара. Тема 7. Отечественный опыт системного подхода к управлению качеством 7.2. Характеристика отечественных систем управления качеством: БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КСУК П и др
Система НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса) ЦЕЛЬ: увеличение надежности и долговечности выпускаемых двигателей ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ: соответствие достигнутого уровня моторесурса запланированному значению при ступенчатом планировании ДОСТИЖЕНИЯ СИСТЕМЫ: значительное увеличение ресурса двигателей; Увеличение гарантийного срока работы двигателей; Снижение потребности в запасных частях. НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ: отсутствие достижения запланированного уровня качества по всем стадиям жизненного цикла товара. Тема 7. Отечественный опыт системного подхода к управлению качеством 7.2. Характеристика отечественных систем управления качеством: БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КСУК П и др
Комплексная система управления качества продукции (КСУКП) ЦЕЛЬ: создание продукции, соответствующей лучшим мировым аналогам и достижениям науки и техники ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ: качество изделия и качество труда коллектива Тема 7. Отечественный опыт системного подхода к управлению качеством 7.2. Характеристика отечественных систем управления качеством: БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КСУК П и др
ДОСТИЖЕНИЯ СИСТЕМЫ: Разработана и утверждена система основных функций УКП; Получила распространение метрологическое обеспечение производства, многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества; Созданы группы качества; Разрабатывались программы повышения качества на предприятиях и объединениях; Создана сеть учреждений по повышению квалификации специалистов в области качества; Создавалась продукция конкурентоспособная не только на внутреннем, но и на внешнем рынках; Сократились потери от брака; уменьшились сроки освоения и разработки новой продукции и т.д. НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ: При создании системы нарушались основные принципы комплексного системного подхода, что привело к формализму; Экономическая незаинтересованность предприятий в улучшении качества. Тема 7. Отечественный опыт системного подхода к управлению качеством 7.2. Характеристика отечественных систем управления качеством: БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КСУК П и др
Основные отличия систем качества по ИСО 9000 от КСУКП Возникновение ответственности за качество на конкретных исполнителей Ориентация на удовлетворение требований потребителя Проверка потребителем производство поставщика Выбор поставщика комплектующих изделий и материалов Прослеживаемость материалов и комплектующих изделий по всему циклу производства Организация учета и анализа затрат на качество маркетинг Сквозной контроль качества продукции 7.4. Основные отличия систем качества по ИСО 9000 от КСУК П
Вопросы для самопроверки: 1.Назовите основные факторы, влияющие на качество продукции. 2.Дайте характеристику целей, основных критериев, положительных сторон и недостатков отечественных систем качества: БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КСУК П. 3.Каковы отличия современных систем качества по международным стандартам ИСО серии 9000 от КСУК П? 4.В чем состояла роль Госстандарта в переходный период к рынку по гармонизации отечественных стандартов на системы качества с международными стандартами? Тема 7. Отечественный опыт системного подхода к управлению качеством
Рекомендуемая литература: Герасимов Б.И. Управление качеством. – М.: КНОРУС, – 272 с. Миронов М.Г. Управление качеством. М.: Омега-Л, – 664 с. Окрепилов В.В. Управление качеством. – М.: Издательство Экономика, Шубенкова Е.В. Тотальное управление качеством. –М.: Экзамен,2995. – 256 с. Эванс Джеймс. Управление качеством/ пер. с англ.;под ред. Э.М. Короткова. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, – 671 с. Тема 7. Отечественный опыт системного подхода к управлению качеством