1 Программа развития общеобразовательного учреждения Т. Б. Харисов, д.п.н., профессор, проректор Института развития образования Республики Татарстан
2 Литература: 1. Шайхелисламов Р.Ф. Технология целеполагания. – Казань: КГУ, 2002 г. 2. Шайхелисламов Р.Ф. Целевой подход к управлению общеобразовательным комплексом в крупном городе. - Казань: КГУ, 2002 г. 3. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. – М.: Новая школа, 1993 г. 4. Габдуллин Г.Г. Перестройка школы: проблемы управления. – Казань: Татарское кн. изд–во, 1990 г. 5. Поташник М.М. Как подготовить проект на получение грантов. – М.: Педагогическое общество России, 2005 г. 6. Методические рекомендации по разработке Программы развития образовательного учреждения. – СПб.: КАРО, 2006 г. 7. Галкина Т.И., Котельникова В.В. Инновационные школы. Конкурсный отбор. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 г. 8. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 1997 г. 9. Программно–целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под редакцией Моисеева А.М. – М.: Педагогическое общество России; Московское отделение, 2001 г.
3 Основные вопросы: 1. Исторические и теоретические основы развития программно- целевого планирования. 2. Технология традиционного подхода к разработке программ развития ОУ. 3. Разработка целевой программы развития ОУ на индикативной основе.
4 План,программа,концепция, стратегия развития, цель,задачи.
5 Для чего необходима программа? Программа по своему смыслу – это модель, технология управления образовательным учреждением, технология управления качеством образования в школе, определяющая: Программа по своему смыслу – это модель, технология управления образовательным учреждением, технология управления качеством образования в школе, определяющая: а) исходное состояние образовательного учреждения; а) исходное состояние образовательного учреждения; б) образ желаемого будущего состояния школы; б) образ желаемого будущего состояния школы; в) действия по переходу от настоящего к будущему состоянию образовательного учреждения. в) действия по переходу от настоящего к будущему состоянию образовательного учреждения. Наличие такой модели дает уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, какие действия, кто и когда для этого должен совершить и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата. Не менее важно, что благодаря программе не только руководитель, но и участники совместной деятельности понимают, для достижения какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, что от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач. Наличие такой модели дает уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, какие действия, кто и когда для этого должен совершить и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата. Не менее важно, что благодаря программе не только руководитель, но и участники совместной деятельности понимают, для достижения какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, что от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач.
6 Основные требования к программе развития ОУ Цель определяется конкретно (операционально) Цель определяется конкретно (операционально) Комплексный план (повышение результатов, УВП, ресурсов) Комплексный план (повышение результатов, УВП, ресурсов) Представлен алгоритм педагогической и управленческой деятельности Представлен алгоритм педагогической и управленческой деятельности Направленность на решение актуальных проблем Направленность на решение актуальных проблем Прогностичность (отражение и будущих проблем) Прогностичность (отражение и будущих проблем) Реалистичность Реалистичность Рациональность Рациональность Целостность (обеспечение полноты действий для достижения целей и задач) Целостность (обеспечение полноты действий для достижения целей и задач) Контролируемость (операционально определять ожидаемые результаты) Контролируемость (операционально определять ожидаемые результаты) Чувствительность к сбоям Чувствительность к сбоям
7 Критерии отбора (цели и задачи) Высокое качество результатов обучения и воспитания Высокое качество результатов обучения и воспитания Эффективное использование современных образовательных и информационных технологий Эффективное использование современных образовательных и информационных технологий Обеспечение доступности качественного образования Обеспечение доступности качественного образования Продуктивность реализации программы (достижение целей программы, в соответствии ее социальному заказу и Концепции модернизации российского образования) Продуктивность реализации программы (достижение целей программы, в соответствии ее социальному заказу и Концепции модернизации российского образования) Сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада Сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья учащихся Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья учащихся Позитивное отношение родителей и общественности в школе Позитивное отношение родителей и общественности в школе Обеспечение условий безопасности Обеспечение условий безопасности Участие в муниципальных, республиканских и федеральных олимпиадах, конкурсах, смотрах и т.д. Участие в муниципальных, республиканских и федеральных олимпиадах, конкурсах, смотрах и т.д. Создание условий для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования Создание условий для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования
8 Содержание программы развития Паспорт целевой программы развития многопрофильного МОУСОШ Паспорт целевой программы развития многопрофильного МОУСОШ 1. Информационно-аналитическая справка состояния системы образования. 1. Информационно-аналитическая справка состояния системы образования. 2. Образовательная система многопрофильной школы 2. Образовательная система многопрофильной школы 2.1. Состояние и основные противоречия в развитии образования 2.1. Состояние и основные противоречия в развитии образования 2.2. Цели и задачи Программы 2.2. Цели и задачи Программы 2.3. Ожидаемые конечные результаты программы 2.3. Ожидаемые конечные результаты программы 3. Концептуальные основы создания прогностической модели многопрофильного образовательного учреждения 3. Концептуальные основы создания прогностической модели многопрофильного образовательного учреждения 4. Основные направления программы развития МОУСОШ Основные направления программы развития МОУСОШ Нормативно-правовая база функционирования и развития многопрофильной школы 4.1. Нормативно-правовая база функционирования и развития многопрофильной школы 4.2. Научно-педагогические аспекты обновления содержания образования 4.2. Научно-педагогические аспекты обновления содержания образования 4.3. Изменения в структуре и организации образовательного учреждения 4.3. Изменения в структуре и организации образовательного учреждения 4.4. Совершенствование профессиональной компетентности педагогических кадров и создание условий для реализации их творческого потенциала в условиях многопрофильной школы 4.4. Совершенствование профессиональной компетентности педагогических кадров и создание условий для реализации их творческого потенциала в условиях многопрофильной школы 4.5. Валеологические основы реформирования образовательной системы школы 4.5. Валеологические основы реформирования образовательной системы школы 4.6. Финансовое обеспечение программы 4.6. Финансовое обеспечение программы 4.7. Оценка рисков программы 4.7. Оценка рисков программы Приложение. Календарный план мероприятий по реализации целевой программы развития многопрофильной школы Приложение. Календарный план мероприятий по реализации целевой программы развития многопрофильной школы
9 Технология разработки программы развития Подготовка информационной справки о школе Подготовка информационной справки о школе Проблемный анализ состояния школы Проблемный анализ состояния школы Формирование концепции новой школы (содержание образования, реализуемые педагогические технологии, система воспитания, национальное образование, …, система управления) Формирование концепции новой школы (содержание образования, реализуемые педагогические технологии, система воспитания, национальное образование, …, система управления) Разработки стратегии и задач перехода к новой школе Разработки стратегии и задач перехода к новой школе Определение целей первого этапа перехода к новой школе Определение целей первого этапа перехода к новой школе Разработка плана действий Разработка плана действий Экспертиза программы Экспертиза программы
10 Паспорт целевой программы развития многопрофильного муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы __ города__________ на гг. Наименование программы Наименование программы Назначение программы Назначение программы Основание для разработки Программы Основание для разработки Программы Заказчик Программы Заказчик Программы Разработчики Программы Разработчики Программы Исполнители Программы Исполнители Программы Цель Программы Цель Программы Задачи программы Задачи программы Перечень основных мероприятий по реализации программы Перечень основных мероприятий по реализации программы Сроки и этапы реализации Программы Сроки и этапы реализации Программы Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты Финансирование Программы Финансирование Программы Контроль за исполнением Программы Контроль за исполнением Программы
11 Условия кадровое обеспечение научно–методическое обеспечение материально–техническоеобеспечение финансовое обеспечение мотивационное обеспечение Проблемный анализ состояния школы Схема проблемно–ориентированного анализа Учебно– воспитательный процесс Результаты обученость, воспитанность, психическое развитие, здоровье и физическое развитие, социализация. Направление анализа
12
13
14
15 Схема анализа 1. Анализ результатов работы 2. Анализ учебно–воспитательного процесса 3. Анализ ресурсов (условий) 4. Установление причинно–следственных связей между качеством результатов, эффективностью учебно–воспитательного процесса и качеством ресурсного обеспечения школы
16 Формирование концепции новой школы Для каждой проблемы разрабатываются идеи (возможные способы ее решения): Для каждой проблемы разрабатываются идеи (возможные способы ее решения): обновление содержания образования внедрение эффективных педагогических технологий совершенствование ресурсов (кадров, материальной базы и т.д.) Главное – определение миссии будущей школы.
17 Определение стратегии развития школы Стратегия развития школы – обобщенный замысел перехода к новой школе (задачи)
18 Ресурсное обеспечение программы 1. Нормативно–правовое обеспечение 2. Кадровое обеспечение 3. Материальное обеспечение 4. Информационное обеспечение 5. Научно–методическое обеспечение 6. Финансовое обеспечение программы Источники финансирования Источники финансирования – Муниципальный бюджет – … руб. – Муниципальный бюджет – … руб. – Республиканский бюджет – … руб. – Республиканский бюджет – … руб. – Внебюджетные средства – … руб. – Внебюджетные средства – … руб. – Национальный проект «Образование» – … руб. – Национальный проект «Образование» – … руб.
19 Оценка рисков программы Недофинансирование школы (в части местного бюджета) может привести к задержке оснащения школы новым оборудованием для внедрения информационно-коммуникационных технологий обучения, уменьшит планируемые возможности по повышению квалификации педагогических кадров, аттестации и подготовки школы к новому учебному году. Предварительная оценка минимально необходимого финансового обеспечения Программа на гг. показывает, что размер необходимых для ее реализации средств, выделяемых из республиканского муниципального бюджета, должен составлять не менее руб. Недофинансирование школы (в части местного бюджета) может привести к задержке оснащения школы новым оборудованием для внедрения информационно-коммуникационных технологий обучения, уменьшит планируемые возможности по повышению квалификации педагогических кадров, аттестации и подготовки школы к новому учебному году. Предварительная оценка минимально необходимого финансового обеспечения Программа на гг. показывает, что размер необходимых для ее реализации средств, выделяемых из республиканского муниципального бюджета, должен составлять не менее руб.
20 Разработка программы развития ОУ на индикативной основе Индикаторы – ? Индикаторы – ?
21 Комплексный мониторинг качества и эффективности деятельности образовательного учреждения на индикативной основе
22 Комплексный мониторинг качества и эффективности деятельности образовательного учреждения на индикативной основе
23 Комплексный мониторинг качества и эффективности деятельности образовательного учреждения на индикативной основе