КОНТРОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ Аналитическая деятельность заместителя директора по воспитательной работе Обухова Е.В., начальник отдела дополнительного образования 1
Понятие контроля Для чего нужен контроль? Изучение фактического состояния педагогического процесса или явления. Сравнение фактического состояния процесса с планируемым, прогнозируемым процессом. Выявление отклонений фактического состояния процесса от планируемого. Выработка рекомендаций по устранению отклонений фактического состояния процесса от планируемого. 2 Контроль – это управленческая функция, представляющая собой систему наблюдений, проверок, анализа и оценки соответствия процесса функционирования объекта управления ранее принятым управленческим решениям, зафиксированным в нормативно-правовых актах
Основные направления контроля внеурочной воспитательной работы Воспитательная деятельность педагогического коллектива; Работа классного руководителя; Исполнение нормативных документов; Работа по основным направлениям воспитания; Работа по выявлению уровня воспитанности учащихся; Контроль школьной документации и исполнения принятых решений
Виды контроля 4 По объему и содержанию собираемой и анализируемой информации (тематический, комплексный); По форме и количеству обобщаемых изучаемых объектов (персональный, групповой, фронтальный); По уровню управления (оперативный, текущий, итоговый); По этапам организации изучения (предупредительный, основной, последующий); По условиям контроля (плановый, экстренный)
Методы контроля Посещение и анализ мероприятий; Посещение и анализ классных собраний, классных часов и пр.; Изучение документации; Наблюдение; Анкетирование; Тестирование; Беседа; Социометрия; Рейтинг; Изучение продуктов деятельности; Эксперимент
Основные принципы контроля (правила организации) Целенаправленное тематическое планирование; Системность внутришкольного контроля; Принцип «главного звена»; Исполнительность; Доказательность; Гласность
Постановка цели контроля, обоснование проверки Обоснование выбора объектов проверки Выбор форм и методов контроля Привлечение учителей и членов общественных организаций Инструктаж с участниками проверки Ход проверки и принятие оперативных мер по устранению выявленных недостатков Анализ результатов контроля и принятие решения: сроки и ответственные Проверка исполнения принятого решения Требования к организаци и контроля
Правила проведения контроля Контроль должен быть отражен в планирование образовательного учреждения; На основании плана работы образовательного учреждения издается приказ (в котором четко определяются сроки проведения, ответственные, цель, форма и методы проведения контроля) По итогам контроля оформляется справка Выявленные недостатки обсуждаются с тем, в отношении кого проводилась проверка Информация о проведенном контроле рассматривается на педагогическом совете, МО классных руководителей, совещании при директоре или др. Решением данных органов определяются сроки устранения недостатков, выявленных при проведении контроля (при их наличии). Отслеживание выполнения рекомендаций, вынесенных в ходе контроля