Планирование воспитательной работы классного руководителя МОУ СОШ 4 р.п. Сосьва 2010 – 2011 гг.
Цель: Развитие профессиональной компетентности педагогов в вопросах планирования воспитательной работы в классе
Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.
координирующая (организаторская); прогнозирующая; репродуктивная (воспроизводящая); направляющая; Add Title Результаты исследования Т.В.Ильиной свидетельствуют о том, что педагогическому планированию присущи следующие функции:
Планирование воспитательной работы в классе - процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе. Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо соблюдать следующие принципы педагогического моделирования: системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности.
Принцип системности Принцип оптимальности Принципы педагогического моделирования: Принцип конкретности Принцип индивидуальности Принцип диалога Принцип научности Принцип непрерывности
Технология перспективного планирования. Содержание, форма и структура плана воспитательной работы в классе на учебный год.
Алгоритм разработки перспективного плана. Корректирова ние педагогическ ого замысла, оформление плана воспитательн ой работы Определение сроков Анализ результатов Воспит. процесса Коллективное планирование Моделирование образа класса
Правильно осуществляя действие за действием, шаг за шагом любой педагог сможет разработать оптимальный и научно обоснованный план воспитательной работы. Чтобы классный руководитель лучше представлял механизм составления перспективного плана, целесообразно подробно описать совместные действия детей и взрослых по планированию жизнедеятельности классного сообщества и воспитательной работы в нем.
Первый шаг классного руководителя - это определение порядка и сроков действий по разработке плана. Чтобы деятельность классного руководителя и других участников планирования была целенаправленной, упорядоченной и эффективной, необходимо спланировать совместную деятельность по разработке перспективного плана воспитательной работы. Разумеется, что при определении порядка действий классный руководитель использует свои знания об алгоритме планирования. Но кроме них он должен обладать информацией о том, как будет проходить планирование воспитательной работы в общешкольном масштабе. Процессы планирования в образовательном учреждении и его структурных подразделениях должны протекать сопряжено.
Второй шаг по планированию воспитательного процесса в классе – это анализ в.р. за прошедший учебный год. Практическая польза аналитической деятельности не всегда очевидна. Однако изучение большого количества планов работы классных руководителей и проведение опытно-экспериментальной деятельности в ряде школ позволяют сделать вывод о том, что анализ воспитательного процесса может и должен стать основой для планирования классным руководителем воспитательной работы на последующий период.
Это возможно, когда: анализ проведен неформально; педагогический анализ представляет собой не эклектическое (разнородное и не всегда взаимосвязанное) соединение различных фактов и оценочных суждений, а имеет четкую структуру и осуществляется согласно определенным научно- методическим принципам; аналитическая деятельность строится в соответствии с разработанным критериально-аналитическим аппаратом; анализ является достаточно информативным и содержательным; классный руководитель учитывает спектр мнений большинства субъектов педагогического процесса: педагогов, школьников, их родителей, администрации школы, представителей педагогической общественности, с которыми непосредственно взаимодействует коллектив класса.
описательный Несколько подходов к проведению анализа воспитательной работы. системный полярно- оценочный проблемный личностно – ориентированный
Виды анализа воспитательного процесса в классе. анализ реализации целей и решения задач анализ основных событий и педагогиче ских ситуаций Отноше- ния и оценки различ- ных сторон жизни и деятель- ности критериально- ориентирован ный анализ.
В информационно-аналитическую справку включается дополнительная информация следующего содержания: 4. Как участие и позиция педагогов повлияли на результативность дела? Выводы и предложения о перспективах и путях совершенствования совместной деятельности. 3. Что нового удалось получить в результате подготовки, проведения и подведения итогов совместного дела? Какие педагогические последствия возможны после проведенного мероприятия? Какие проблемы могут обостриться в ближайшее время, проявиться в отдаленной перспективе? 2. Отрицательные аспекты осуществленной деятельности: что не получилось, кто не смог справиться со своим поручением, какие педагогические и организационные задачи не удалось решить до конца. 1. Положительные аспекты проведенной деятельности: что особенно удалось в определении содержания, форм и способов организации совместной деятельности, кто сумел отличиться, как проведенное дело (мероприятие) содействовало развитию личности школьников, в решении каких проблем удалось продвинуться.
Формы коллективного анализа: устный опрос; анкетирование; заполнение открытого листа мнений; выпуск различных информационных листков; стенгазеты; разнообразные формы коллективного творческого анализа (устный журнал, «живая газета», «телепрограмма», творческий рапорт и т.п.).
Три этапа аналитической деятельности классного руководителя: 1.Подготовительный. 2.Основной. 3.Рефлексивный.
Третий шаг классного руководителя в деятельности по составлению плана воспитательной работы это моделирование педагогом образа класса и процесса воспитания в нем. Под образом класса понимается совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщества. Основными составляющими образа класса являются: образ учащегося класса, образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и отношений, представление о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общности.
Четвертый шаг в составлении плана воспитательной работы –это коллективное планирование. На данном этапе планирования воспитательной работы в классе могут быть осуществлены следующие действия: предварительное планирование жизнедеятельности классного сообщества на новый период с ученическим и родительским активом; организация педагогического сопровождения коллективного планирования; осуществление классным сообществом перспективного планирования жизнедеятельности в классе; проектирование совместно с родителями и друзьями класса действий по педагогическому обеспечению реализации плана жизнедеятельности класса.
Правильное и последовательное использование перечисленных форм, методов и приемов коллективного планирования это залог успешного осуществления всей деятельности по составлению плана воспитательной работы. Заключительным шагом в совместной деятельности по планированию являются уточнение, корректирование педагогического замысла и оформление плана воспитательной работы.
Спасибо за внимание!!!