Последовательность действий 3. Прокомментировать проблему Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо (К-2)
Что такое комментарий? Комментарий – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова) Комментарий показывает, насколько глубоко и полно понимается выделенная проблема. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
О чём можно говорить в комментарии 1.Насколько актуальна проблема и почему. 2. Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. 3. Как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы. 4. Указать, с каким настроением пишет автор.
Философские Социальные Политические Экологические Нравственные
Затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. 1. Что такое добро и зло? 2. В чём смысл человеческой жизни? 3. Что такое свобода? 4. Как связаны человек и мышление?
Касаются устройства и жизни общества. 1. Какую роль играет труд в жизни человека? 2. Можно ли избежать социальной несправедливости? 3. Возможно ли построение идеального общества? 4. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?
Политические проблемы Связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. 1.Как личность влияет на ход истории? 2.Как создать правовое государство? 3. Как защитить политические права и свободы человека? 4. Нужна ли обществу цензура?
Экологические проблемы Отражают взаимодействие человека и окружающей среды. 1. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы? 2. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? 3. Каким должно быть гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды? 4. Как уберечь нашу планету от экологической катастрофы?
Нравственные проблемы Связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек с определёнными правилами поведения. 1.Какую роль в жизни человека играет доброта (сострадание)? 2.Что такое совесть (порядочность, интеллигентность ) ? 3. Всегда ли нужно прислушиваться к мнению старшего? 4. Следует ли помогать ближнему?
Как оформить комментарий? Автор раскрывает проблему на примере… В центре внимания автора… Автор говорит о том, что… Автор обращает внимание на … Автор доказывает (убеждает, осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает, негодует, восхищается, удивляется)… Автора волнует (тревожит)…
Обратите внимание!!! Комментарий следует отличать от пересказа Пересказывая, говорим о том, что делают герои Комментируя, говорим о том, что делает автор Комментарий не нужно подменять своими размышлениями над проблемой. Задача – осветить точку зрения автора
Уметь проанализировать, что сказано и как сказано. Увидеть мысли и чувства автора, понять его замысел. Грамотно изложить свои наблюдения. Комментарий всегда должен опираться на прочитанный текст.