Светский и религиозный экзистенциализм Урок 11
План 1. Социально- исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. 2. Экзистенциализм: понятие и основные направления. 3. Философия К.Ясперса. 4. Смысл бытия в трудах М.Хайдеггера.
Возникновение экзистенциализма Нюрнбергский процесс – суд над нацистскими преступниками – гг. После Второй мировой войны на Нюрнбергском процессе судили нацистских преступников, и многие из них оправдывались тем, что были законопослушными людьми. Да, я убивал, сжигал, истязал. Но ведь не по своей воле. У меня был приказ. Я его и выполнял. Тогда в сознании философов родился вопрос: неужели человек полностью запрограммирован обществом? Где же мера индивидуальной ответственности, которая позволяет ему поступить не по существующим законам, а по внутреннему, глубинному побуждению?
Так в XX столетии появилось новое философское направление экзистенциализм Предельное внимание обращал на уникальность человеческого бытия
Экзистенциализм Одно из крупнейших и влиятельных течений современной философии Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами
Предпосылки возникновения экзистенциализма Экзистенциализм возникает в период мировых войн не случайно Это философское отражение драматизма эпохи XX века, самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием
Основной вопрос экзистенциализма Экзистенциализм поставил вопрос, волнующий человека в условиях современной цивилизации «Как жить человеку в мире острейших противоречий и исторических катастроф?»
Философы-экзистенциалисты критиковали рационализм XVIII в. Действительность должна не познаваться, а переживаться: через страх, осознание своей хрупкости и конечности, понимание чуждости и враждебности мира Человеческая жизнь предстаёт как трагедия: одинокий человек заброшен в чуждый ему мир, который он пытается «согреть своим дыханием», но у него ничего не получается. Мир остаётся холоден и жесток к его страданиям.
Духовные предпосылки экзистенциализма Сёрен Кьеркегор Датский философ Эдмунд Гуссерль Немецкий философ Большое влияние на идеи экзистенциализма оказали работы датского философа середины 19 века С.Кьеркегора и немецкого философа начала 20 века Э.Гуссерля
Социально-политические предпосылки экзистенциализма Нравственный, экономический и политический кризисы Открытия науки, поставившие человечество на грань самоуничтожения Приближение экологической катастрофы Усиление жестокости по отношению к человеческой личности Возникновение тоталитарных режимов фашистского типа
Основоположники экзистенциализма Мартин Хайдеггер Карл Ясперс Немецкие философы Жан Поль Сартр Габриель Марсель Альбер Камю Французские философы
Экзистенциализм Направление в философии XX века Рассматривающее человека Как уникальное духовное существо Способное к выбору собственной судьбы
Центральные вопросы экзистенциализма Существование человека Смысл жизни человека и его судьбы в мире
Центральные понятия экзистенциализма Экзистенция От латинского existentia - существование Возможность быть Эссенция Сущность Человек обретает свою сущность в процессе своего существования
Главный тезис экзистенциализма Существование предшествует сущности Человек сначала существует – думает, чувствует, живёт, а потом уже определяет себя в мире Человек сам определяет свою сущность, сам определяет себя, он хочет быть таким, а не другим
Существование предшествует сущности Вначале человек ничего собой не представляет Человеком он становится впоследствии, таким, каким он себя делает Свобода человека есть его существенное определение
Основное свойство существования Свобода Подразумевает тревогу человека за результат своего выбора
Жан-Поль Сартр о существовании, предшествующем сущности: «Возьмём любой предмет, изготовленный человеком, к примеру, нож для разрезания бумаги. Этот нож сделан мастером, который знал, что он делает. Невозможно представить ситуацию, когда мастер изготовляет нож, не имея представления о нём. Классическое традиционное представление о человеке считало последнего творением Божьим. Человек сотворён по определённому понятию, его сущность предшествует существованию. Экзистенциализм переворачивает всё наоборот: человек сначала существует, появляется в мире, а уже затем определяется, становится чем-то». Жан-Поль Сартр Французский философ- экзистенциалист, писатель, критик, публицист
Основные направления экзистенциализма Светский, или атеистический экзистенциализм Религиозный экзистенциализм Человеческое бытие связано с обращением к Богу, смысл существования в том, что человек – Его образ и подобие Человек абсолютно одинок в этом мире, он должен сделать свою жизнь сам, не рассчитывая на помощь высшего существа; то короткое время, что отпущено ему природой, - единственный шанс выразить себя
Представители светского экзистенциализма Жан Поль Сартр Французский философ- экзистенциалист, писатель, лауреат Нобелевской премии Альбер Камю Французский философ, писатель, лауреат Нобелевской премии Мартин Хайдеггер Немецкий философ
Представители религиозного экзистенциализма Николай Александрович Бердяев Русский философ Карл Ясперс Немецкий философ Габриэль Марсель Французский философ
Карл Ясперс ( ) Карл Ясперс – знаменитый немецкий философ, один из основателей экзистенциализма. Изучал право в университетах Гейдельберга и Мюнхена, медицину и психиатрию – в университетах Берлина, Геттингена и Гейдельберга. В гг. работал в психиатрической клинике Гейдельберга. В 1913 г. защитил диссертацию по теме «Общая психопатология». С 1922 г. – профессор философии Гейдельбергского университета. В 1937 г. отстранён от преподавательской деятельности из-за еврейского происхождения жены, в 1938 г. запрещена публикация его работ. С 1948 г. по 1961 г. – профессор философии Базельского университета. Как философ, Ясперс заявил о себе книгой «Психология мировоззрений» (1919), которая считается первой манифестацией философии экзистенциализма в Германии. Ясперс написал большое количество очень популярных на Западе работ. Особенно известна его трёхтомная «Философия».
Философия Карла Ясперса Универсальное условие человеческого существования Коммуникация, взаимодействие с другими личностями «Всё то, что есть человек и что есть для человека, обретается в коммуникации». Карл Ясперс
Виды коммуникации (по Ясперсу) Массовая коммуникация Экзистенциальная коммуникация Человек в своей жизни играет множество ролей (пассажир, студент, пациент, зритель). В этом случае в общении он играет роль усреднённого человека, похожего на других. Массовая коммуникация стирает различия между людьми, делает их похожими друг на друга. В этой коммуникации мы незаменимы. Именно наша неповторимая индивидуальность, личность интересует нашего партнёра по коммуникации. Данная коммуникация возникает чаще всего между любящими людьми. Человек играет не роль, уготованную ему обществом, а самого себя, раскрывает себя.
«Пограничные ситуации» Карл Ясперс ввёл в философию понятие «пограничной ситуации» В жизни каждого человека наступают переломные моменты, ситуации экзистенциального выбора, в которых личность проявляется полнее всего Карл Ясперс называл их «пограничными ситуациями»
«Пограничные ситуации» Это ситуации болезни, страдания, борьбы, переживания вины Самый яркий пример пограничной ситуации Смерть
Даже если рядом с нами находятся наши близкие, в этих пограничных ситуациях мы одиноки, именно в них проявляется наша суть - экзистенция В страдании человек полнее всего осознаёт свою неповторимость, именно здесь он способен показать себя подлинным человеком, проявить «мужество быть» В этом заключается трагичность человеческого бытия Только через глубочайшие личностные потрясения мы осознаём смысл своего существования, который в другое время прячется от нас за привычными вещами и событиями
Мартин Хайдеггер ( ) Немецкий философ, один из основоположников экзистенциализма. Как считают многие западные исследователи, Хайдеггер – самый оригинальный и самый глубокий мыслитель XX века. Родился в семье скромного ремесленника. По окончании Фрейбургского университета, много лет преподавал философию в различных университетах Германии. В зрелом возрасте уехал в деревню и прожил там до конца жизни. Основные произведения: «Бытие и время», «Лесные тропы», «На пути к языку», «Что есть мысль?» и др.
«Смысл бытия» в трудах М.Хайдеггера Современная философия утратила понимание сущности и смысла бытия. Вопрос о бытии – главный вопрос философии, но решать его можно, только поняв смысл человека. Человек конструирует мир, или бытие, поэтому выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия вообще.
Сущность человека Заключается в особом способе жизни В существовании в страхе Чувствуя страх, человек становится одиноким, его перестаёт интересовать мир, он обращается к себе и тем самым начинает понимать себя
Страх Основное переживание и способ бытия, позволяющий точно и всеобъемлюще понять человека = Страх Боязнь Это когда что-то угрожает человеку и это что-то вполне конкретно Относится к неопределённой опасности, к миру как таковому
Понятие «Man» («ман») В начале XX века М.Хайдеггер ввёл понятие «Man», «безличного». С помощью частицы Man в немецком языке строятся безличные предложения, типа «светает» или «смеркается». У Хайдеггера Man является особым, безличным способом существования, в котором живёт большинство людей: они читают то, что читают другие, говорят то, что говорят все, поступают так, как поступают все. Все живут как все, никто не хочет проявить своё лицо, решиться на свой оригинальный поступок, проявить своё Я. Man – это стадное существование.
Образ смерти М.Хайдеггер пояснял смысл существования через образ смерти. Человек должен сейчас проникнуться мыслью о своей неизбежной будущей смерти На самом деле речь идёт не столько о смерти, сколько о жизни. Никто не будет за нас умирать, но и жить за нас никто не будет. Ты сам должен прожить свою жизнь
«Man» М.Хайдеггера Man Бездумная шаблонная жизнь – всё как у всех, бездумное поглощение духовных ценностей, - типичное стадное, животное существование Существование аморальное, поскольку не отвечает подлинно человеческому назначению
Подлинная жизнь Человек, живущий подлинной жизнью Постоянно испытывает чувство вины, что жизнь его никогда не получается, как надо, что он не успел сделать и то, и другое и третье, а то, что сделал, можно было сделать намного лучше Всегда считает виноватым себя, отвечает за всё, что случилось с ним, потому что он свободен Я сам выбираю свою жизнь – это трудная и тяжёлая жизнь, но единственно достойная того, чтобы её прожить
Иллюстрация к смыслу бытия М.Хайдеггера У французского драматурга Э.Ионеско есть пьеса «Носороги», в которой один человек в маленьком городке вдруг превратился в носорога, и бегает себе по улицам. Многим это понравилось и вот мало-помалу все жители один за другим стали превращаться в носорогов. Не нашлось ни одного, который бы сказал: А я не хочу быть носорогом! Я не хочу быть таким, как все! Я хочу жить своей жизнью!
Сцена из спектакля «Носороги» первой постановки Эжен Ионеско имел в виду любую мракобесную идеологию, которая через ежедневную агитацию и пропаганду постепенно захватывает и подчиняет себе всех людей. У них нет сил сопротивляться внешнему давлению, потому что у них нет внутреннего духовного стержня, который формируется под влиянием усилий самому определять свою жизнь, самому решать все важные жизненные проблемы. Вот человек и становится носорогом, или послушным роботом, или мыслящей машиной.
Представление о человеке М.Хайдеггера трагично. Не обесценивает ли оно таким образом жизнь? Нет, поскольку «надо» принять условия человеческого существования, каковыми они являются. Истинное существование противопоставляется неистинному, безличности, банальной повседневности, закрывающей глаза на смерть и видящей в тоске только унижение