Логика формирования универсальных учебных действий Составитель: Л.И. Иволгина, ст. преподаватель кафедры современной дидактики детей и взрослых
Анализ ситуации
До настоящего времени выделяли 2 категории умений: специальные (предметные) умения, которые являлись специфическими для отдельной предметной области; универсальные (общеучебные), которые относились ко всему процессу обучения и были необходимы при изучении многих школьных предметов.
Анализ ситуации. Классификация общеучебных умений Интеллектуальные; коммуникативные; оргуправленческие.
Интеллектуальные умения Интеллектуальные ОУУ это те умения, которые должны формироваться у школьников за счет качественного освоения учебных дисциплин на каждом этапе школьного обучения (умения сравнивать, классифицировать, ставить гипотезу, устанавливать причинно- следственные связи и др.).
Коммуникативные умения Под коммуникативными умениями понимают умения, которые формируются и используются в учебной работе в процессе общения людей друг с другом (умения участвовать в дискуссии, высказывать тезисы, задавать уточняющие вопросы, аргументировать, доказывать и др.).
Организационно-управленческие общеучебные умения умения организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацелить себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища и т.п.).
Учебно-управленческие умения планирование, определение целей, контроль за результатами, регулирование (корректировка планов), анализ (оценка результата). (Это виды управленческой деятельности)
Причины несформированности ООУ В образовании «спрашивали» за знания (ЕГЭ), а не за умения. Умения не выступали предметом специального усвоения, их формирование шло по ходу изучения отдельных учебных предметов, т.е. в большинстве случаев – стихийно и бессистемно.
Введение ФГОС Стандарт устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы: предметным; личностным; метапредметным.
Выделяют три блока: 1) коммуникативный; 2) познавательный; 3) регулятивный. Виды универсальных учебных действий
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В более узком значении термин «универсальные учебные действия» - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Обеспечение возможностей учащегося: самостоятельно осуществлять деятельность учения; ставить учебные цели; искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Функции универсальных учебных действий
Обеспечение: успешного усвоения знаний, умений и навыков; формирование компетентностей в любой предметной области. Функции универсальных учебных действий
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами и др. Блок коммуникативных универсальных учебных действий
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; постановка и решение проблем и др.
Действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание; планирование; контроль и самоконтроль; коррекция; рефлексия. Блок регулятивных универсальных учебных действий
поиск и выделение необходимой информации; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Блок познавательных общеучебных действий
Отличия знаний от умений Знания – это то, что ребенок берет связанное с фактом (понятие, определение). Умение связано с действием. Любое умение формируется при выполнении тех или иных умственных действий. То есть умение – это не только выполнение практических действий, в первую очередь это мыслительные действия.
o Умение – это готовность к практическим действиям, выполняемых сознательно на основе приобретенных знаний и опыта. Формируются упражнениями в изменяющихся условиях. o Навык – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе многократного выполнения в одних и тех же условиях. Определения умений и навыков
Умения формируются упражнениями в изменяющихся условиях. Навыки вырабатываются многократными упражнениями в одних и тех же условиях деятельности. Формирование умений и навыков
Каждое умение можно разложить на цепочку последовательных действий. Это значит, что каждое умение состоит из нескольких микроумений.
1 микроумение: постановка цели. 2 микроумение: построение гипотезы. 3 микроумение: планирование деятельности. 4 микроумение: обобщение.
На основе теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
Первый этап - это схема ориентировочной основы действий, дети наблюдают и получают внешние ориентиры выполняемых действий, происходит понимание логики выполнения и возможности их осуществления.
Второй этап - это формирование действий в материальном (или материализованном) виде. Учащиеся воспроизводят образец показанный учителем с опорой на внешние ориентиры.
Третий этап –этап внешнеречевых действий. Все элементы действий представлены в форме внешней речи, проговаривая все, что делают.
Четвертый этап - это этап формирования действий «во внешней речи - про себя». Происходит дальнейшее преобразования действий – постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание речи переносится во внутренний план. Действия выполняются беззвучно и без прописывания. - как проговаривание «про себя».
Пятый этап - этап формирования действий во внутренней речи. На этом этапе действия совершается в скрытой речи.
Формирование умений осуществляется: Прямым путем, с помощью специальных развивающих заданий, применение методик, приемов и др. Косвенным, посредством текстов учебника, определенной структурой урока и др.
Условия формирования умений Формирование умений не обеспечивается без знаний. В процессе освоения знаний, понимания учебного материала происходит формирование умений.
Умение представляется в виде алгоритма последовательных действий, которые должен совершить ученик, и создаются условия для того, чтобы у него получалось выполнять эти действия качественно.
К каждому микроумению подбирают или разрабатывают приемы, которые позволяют, с одной стороны, отрабатывать эти действия в определенной последовательности, а с другой стороны, обеспечивать осознание того, что конкретно и для чего делается. Умение: Микроумение 1 Прием 1 Микроумение 2 Прием 2 Микроумение 3 Прием 3
Условия формирования умений Для того чтобы способ объективно существующий в культуре, превратился в умение, а затем и в навык и способность каждого конкретного ученика, надо на каждом школьном предмете, на каждом этапе обучения создавать условия для организации таких видов деятельности, в которых данные умения могут развиться в большей степени.