Американская и японская модели менеджмента
Американский стиль управления Характерные черты: Деловитость, организаторские способности. Подразумевает: - целеустремленность, настойчивость и умение доводить до конца начатое дело; - стремление к выгоде, доходу; - умении оценивать, считать; - единство слова и дела; - краткость и ясность; - всесторонний подход к разрешению задач; - увязка целей, задач с необходимыми видами и объемами ресурсов. Обеспечение компетентности персонала и развитость индустрии совершенствования менеджмента. Четыре вида организаций: - школы управления (школы бизнеса); - факультеты и отделения в высших учебных заведениях; - профессиональные общества; - консультативные фирмы.
Рынок труда Американская фирма стремится к эффективности, достигаемой путем высокой специализации и жесткого разграничения обязанностей. Преимущества специализации: позволяет сократить объем подготовки работников; повысить уровень профессионального умения на каждом специализированном рабочем месте; отделить от производственных заданий те, которые не требуют квалифицированного труда, а могут быть выполнены неквалифицированными работниками; увеличивает возможности использования специализированного оборудования. Недостатки специализации: уменьшение гибкости при изменении производственных заданий; снижение чувства удовлетворенности рабочих; нарастание утомления от монотонности; рост прогулов.
Оплата труда Основные характеристики: Размер вознаграждения рабочего американской фирмы определяется категорией рабочего места, на которое он назначен. Американская фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие. Соответственно рабочие здесь являются более мобильными, легко меняют место своей работы в поисках лучших индивидуальных возможностей. В дополнение к выплатам по контракту работники получают 25% надбавку за любую сверхурочную работу и дважды в год премии.
Японский стиль управления По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления: Гарантия занятости и создание обстановки доверительности; Гласность и ценности корпорации; Управление, основанное на информации; Управление, ориентированное на качество; Постоянное присутствие руководства на производстве; Поддержание чистоты и порядка. В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность; групповую ориентацию; моральные качества служащих; стабильность занятости; гармонизацию отношения между рабочими и управляющими. Другой немаловажной особенностью японского менеджмента является концепция непрерывного обучения. Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы. Японцы восприимчивы к новым идеям. Они любят учиться на чужих ошибках и извлекать выгоду из чужого опыта
Рынок труда Основные черты: Разграничение трудовых обязанностей непостоянно и расплывчато, а определение их содержания достаточно условно. Распространена система «ротации трудовых знаний», при которой работник регулярно меняет свое рабочее место и последовательно выполняет все виды работ в своем цехе. После определенного периода времени отдельный рабочий развивает свою квалификацию по всем специальностям и становится многофункциональным рабочим. Систематически осуществляется ротация опытных рабочих между соседними цехами. Основной задачей этого процесса является более широкое распространение знаний между ними с целью увеличения их возможностей по решению локальных проблем. Однако обучение методом активного обмена знаниями может быть достаточно дорого с точки зрения потери времени и первоначального снижения эффективности. Система пожизненного найма. В реально заключаемых контрактах нет явного пункта, оговаривающего «пожизненность» найма. Существует только негласное понимание между потенциальным работодателем и работником того, что отношения найма при обоюдном желании будут продолжаться до тех пор, пока не возникнет разумная причина для их прекращения в будущем по инициативе одной из сторон.
Оплата труда Основные характеристики: Японская фирма стимулирует способных, высокопроизводительных и высоко коммуникабельных работников, отбивая у них желание менять место своей работы в середине карьеры. Такая система имеет три важных элемента: систему заработной платы, которая учитывает трудовой стаж и заслуги работника; продвижение по службе отдельных работников на основе индивидуальных заслуг; единовременные выплаты в момент выхода на пенсию. Месячный заработок рабочих японской фирмы обычно состоит из трех частей: выплат, зависящих от особенностей работника; выплат, зависящих от должности работника; различных пособий (строительство жилья, содержание семьи и т.д.). Одним из наиболее важных компонентов заработка работника японской фирмы является выходное пособие при увольнении. Размер таких выплат резко возрастает с увеличением стажа работы в компании, но зависит также от причин увольнения: либо это увольнение по собственному желанию, либо это увольнение по инициативе компании.
Таким образом, можно констатировать следующие различия в функционировании японских и американских предприятий: 1. В японской фирме имеет место более низкая степень специализации, по сравнению с американской. 2. В американской фирме задачи координации и непосредственного управления производством четко разделены и специализированы, в то время как в японской фирме эти две задачи имеют тенденцию интегрироваться в одну. 3. В американской фирме размер вознаграждения рабочего определяется категорией рабочего места. Японская фирма пытается стимулировать работников посредством системы заработной платы, которая учитывает трудовой стаж и заслуги последних. 4. В японской фирме поведение работника формируется с учетом необходимости его соответствия долгосрочной ориентации всей организации. В США же рабочие являются более мобильными, легко меняют место своей работы в поисках лучших индивидуальных возможностей. 5. Основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий – повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимизация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями. 6. Японское общество однородно и пронизано духом коллективизма. Японцы всегда мыслят от имени групп. Американцам же присущ индивидуализм и личная свобода.