- ключевой компонент формирования современной образовательной среды кафедры С.Л. Кузнецов, В.Г. Деревянко, П.П. Кругляков, А.Н. Яцковский кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии
Цель сообщения гистологии поделиться опытом разработки и результатами использования новых технологий в преподавании гистологии - сложной для восприятия фундаментальной медико-биологической дисциплины обсудить принципы внедрения этих технологий, проблемы их реализации и перспективы
Подходы и принципы Эффективность применения информационных технологий зависит от обеспечения кафедры аппаратно-программной базой, от ее кадрового потенциала, а также от уровня внедрения новых методических подходов в образовательный процесс Информационные образовательные технологии, в т.ч. программы дистанционного обучения, не могут являться самостоятельной формой высшего медицинского образования. Они должны быть интегрированы в уже сложившуюся систему подготовки специалистов Создание инновационной образовательной среды должно опираться на разработку многофункционального электронного учебно-методического комплекса кафедры в рамках общей стратегии модернизации образования в вузе Создание инновационной образовательной среды должно опираться на разработку многофункционального электронного учебно-методического комплекса кафедры в рамках общей стратегии модернизации образования в вузе Инновационная образовательная среда
Аппаратно-программная база Лекционная аудитория Учебные классы Доступ к Internet Локальные сети Сервер Рабочие места сотрудников Аппаратно-технический комплекс кафедры Оцифровка учебных материалов Образовательные ресурсы в Internet Создание электронных учебных пособий, обучающих программ Подготовка анимационных и видеоматериалов ЦНИТ 1 МГМУ Proxy-сервер 1 МГМУ Единый образовательный портал
Оптимальный стандарт оснащения учебного класса Соответствующее техническое оснащение дает возможность: демонстрировать на занятиях заранее подготовленные графические и текстовые файлы, видеофильмы, анимационные ролики; использовать Web-ресурсы в режиме реального времени делать зарисовки, а также демонстрировать и комментировать микропрепараты Создаются условия для интерактивного обучения студентов Рабочее место преподавателя: Цифровой микроскоп для демонстрации гистологических препаратов Компьютер с подключением к Internet и локальной сети Сенсорный монитор Жидкокристаллический телевизор Рабочие места студентов: Микроскопы для самостоятельного изучения гистологических препаратов Компьютер с подключением к Internet и локальной сети
Наработка контента - мультимедийных образовательных ресурсов «Электронный учебно-методический комплекс» Оцифрованные кино и видеофильмы Каталоги отечественных и зарубежных Web-ресурсов по гистологии, анимационные и видеоматериалы из Internet Презентации лекций Электронное руководство- атлас Тесты и программы для тестирования Банк оцифрованных изображений гистологических препаратов, электронных микрофотографий, рисунков, схем и таблиц
Проблемы реализации проектов Разработка мультимедийных учебных пособий - сложная профессиональная задача, требующая навыков : получения и редактирования графической информации видеосъемки и видеомонтажа записи и редактирования звука интеграции текстовой и аудиовизуальной информации создания анимированной графики Специальная подготовка необходима также при разработке программных средств для создания: электронных учебников и пособий, оснащенных средствами интерактивного доступа к графическим, анимационным и видеоизображениям компьютерных систем проверки и оценивания знаний, способностей и умений студентов Создание технической и интеллектуальной базы для разработки таких ресурсов на отдельных кафедрах, сотрудники которых в большинстве своем не владеют перечисленными технологиями, не имеет перспективы Нужна единая стратегия решения проблемы в рамках вуза, подкрепленная необходимой организационной и ресурсной поддержкой
Ключевой вопрос – обучение персонала Через переподготовку и повышение квалификации, необходимо создать на кафедре «критическую массу» педагогов, способных активно и системно разрабатывать и применять в своей работе инновационные технологии Для молодежи, выросшей в эпоху цифровой революции, информационные технологии с раннего детства - естественная среда обитания Готовность преподавателей, призванных решать задачи инновационного развития на кафедрах, не всегда соответствует ожиданиям и запросам студентов Развитие информационного пространства вуза требует профессиональной и психологической готовности всех участников образовательного процесса
Новые возможности обеспечивая удаленный доступ к информационным ресурсам, позволяет вывести образовательное пространство кафедры за пределы учебных аудиторий Меняется форма и содержание практического занятия Приоритетом становится формирование целостных представлений о структуре и функции гистологических объектов, закрепление практических навыков, развитие профессиональных и общих компетенций обучающихся Пользователи портала имеют возможность Студенты получить полный объем учебных и учебно-методических материалов в любое время самостоятельно работать с учебными материалами самостоятельно оценивать уровень усвоения учебных материалов интерактивно взаимодействовать с преподавателем в процессе обученияПреподаватели оперативно корректировать содержание образовательных ресурсов контролировать активность самостоятельной работы студентов интерактивно оценивать полученные студентами знания и навыки осуществлять индивидуальные консультации обучающихся
Результат внедрения инновационных технологий в обучение – качественно новое образовательное пространство кафедры «ВИРТУАЛЬНАЯ ГИСТОЛОГИЯ» Получение в комбинированной форме новой информации о гистологических объектах форме (текст, графика, фото, видео, звук) новой информации о гистологических объектах Рост интереса к предмету у профессионально мотивированных студентов Обеспечение доступа к российским и мировым образовательным ресурсам по предмету Существенный рост наглядности преподавания Расширение возможностей для продуктивной самостоятельной работы обучающихся Развитие творческого потенциала преподавателей
Виртуальная гистология открывает новые перспективы получения и интеграции знаний о макроскопическом, микроскопическом, ультрамикроскопическом строении и функции клеточных и тканевых структур, а также органов и органных систем
Обмен опытом и суммирование результатов отдельных коллективов - условие достижения конечной цели – формирование единого информационного образовательного пространства кафедр гистологии медицинских вузов России Благодарю за внимание