Новая форма государственной (итоговой) аттестации в 9 классе по русскому языку (2009 год) Новая форма государственной (итоговой) аттестации в 9 классе по русскому языку
Назначение работы –оценить подготовку выпускников IX классов по русскому языку с целью их итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы.
Постепенно в большинстве стран приоритетным направлением школьного обучения становятся качество обучения по предметам; компетентности и навыки применения полученных знаний; социализация учеников – коммуникабельность, навыки общения со сверстниками и взрослыми, умение формулировать, обосновывать и отстаивать свое мнение, проявляя при этом толерантность и уважение к чужому мнению.
Основные проверяемые общеучебные умения: умение адекватно понимать информацию прослушанного текста; умение адекватно понимать информацию прочитанного текста; умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента
Структура экзаменационной работы (9 класс) 1 часть – написание сжатого изложения по прослушанному тексту публицистического или научного стиля (научно-популярного подстиля). 2 часть – выполнение заданий с выбором ответа (А1 – А6) и заданий с кратким открытым ответом (В1 – В14) на основе прочитанного художественного или публицистического текста. 3 часть – выполнение одного из двух творческих заданий (С2.1 и С2.2) на основе прочитанного художественного или публицистического текста. 2 и 3 части выполняются на основе одного и того же текста.
Структура экзаменационной работы воспроизводит логику познавательной деятельности ученика (слушание – чтение – письмо) учитывает типы заданий ЕГЭ реализует компетентностный подход к проверке уровня обученности
Специфика текстов 1 часть – чётко структурированный текст публицистического или научно- популярного стиля; тип речи – рассуждение; объём – 250 слов 2 и 3 части – текст художественного или публицистического стиля, в основном сюжетного характера; объём – 300 – 320 слов
Пример ссылки к тексту для частей 2 и 3 1. Алексин Анатолий Георгиевич – современный писатель, публицист, лауреат Государственных премий СССР и России. Автор многих произведений о детях и подростках, в том числе повестей «Мой брат играет на кларнете», «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду» и других.
Часть 1 Сжатое изложение (С1) Содержательная обработка прослушанного текста Умение извлекать главную информацию из текста (предметное и общеучебное умение) Языковая обработка прослушанного текста Умение лаконично передавать извлечённую информацию в письменной речи (предметное умение)
Сжатое изложение проверяет: умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умение письменно передавать обработанную информацию. Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.
Критерии оценивания задания С1 ИК1 – критерий, оценивающий адекватность и полноту передачи экзаменуемым основного содержания прослушанного текста ИК2 – критерий, оценивающий сжатие (то есть умение лаконично передавать содержание) прослушанного текста в изложении ИК3 – критерий, оценивающий смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения
Сжатое изложение Основные условия успешного выполнения речевой задачи: полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нем главное, а что второстепенное, в таком случае работа представляет собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов. владение навыками сокращения текста.
Содержательные приёмы компрессии текста разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).
Языковые приёмы компрессии исходного текста 1.Замены: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчинённого предложения простым.
Языковые приёмы компрессии исходного текста 2.Исключения: исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких из синонимов. 3.Слияния: слияние нескольких предложений в одно
Основные виды сжатия информации 1. Объединение («Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения» = «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу» ).
Основные виды сжатия информации 2. Замена («На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки» = «На лугу росли цветы»).
Основные виды сжатия информации 3. Удаление несущественной информации («Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка – то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…» = «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник – то, что находится под окном»).
Часть 2 Задания группы А (с выбором ответа) Проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно- ценностных категорий Задания группы В (с кратким ответом) Проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников (лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами)
7 заданий группы А проверяют: понимание основной проблемы текста, постижение позиции автора или героя, понимание характеристики героя, понимание контекстуального значения ключевых слов, понимание отношений антонимии, важных для содержательного анализа текста; восприятие форм наименования героя, опознавание изученных средств выразительности речи.
14 заданий группы В проверяют: владение стилистической синонимией, уровень орфографического анализа слов в предложениях текста (правописание корней, приставок и суффиксов), уровень пунктуационного анализа простого осложнённого, сложносочинённого и сложноподчинённого предложений; владение синтаксической синонимией на уровне словосочетания, умение находить грамматическую основу предложения, умение анализировать предложения текста с точки зрения их синтаксической структуры.
Часть 3 С2.1 или С2.2 С2.1 – сочинение- рассуждение на лингвистическую тему С2.2 – сочинение- рассуждение на тему, связанную с самостоятельной интерпретацией одного из ключевых фрагментов текста
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Цель написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему заключается в том, чтобы раскрыть важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности. «Зачем нужно правильно писать?», «Для чего мы учим правила орфографии?», «Какой прок в знании частей речи?»
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Это должно быть рассуждение, в котором обосновывается какое-либо суждение. Цель этого рассуждения заключается в том, чтобы убедить «оппонента» в своей правоте с помощью специально подобранных аргументов.
Сочинение может строиться по следующей логике рассуждения: 1. описание ситуации, которая воплощает проблему («Однажды между мною и моим другом возник спор…», «Как-то раз мы ехали по улице и увидели…») или прямая актуализация проблемы («Для чего же мы учим в школе русский язык целых одиннадцать лет?!», «Сегодня, когда люди работают на компьютерах, снабженных очень умными и мощными спеллерами, невольно возникает вопрос: а нужно ли убивать время на то, чтобы думать, какую букву писать в слове корова?»);
Сочинение может строиться по следующей логике рассуждения: 2. формулирование генерального тезиса («Я считаю, что…», «Трудно согласиться с мнением тех, кто утверждает, что…»);
Сочинение может строиться по следующей логике рассуждения: 3. обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов; причем источником для аргументации должен стать языковой материал исходного текста («Чтобы подтвердить __________, достаточно обратиться к любому тексту. Вот, например, __________»);
Сочинение может строиться по следующей логике рассуждения: 4. Вывод («Итак, …», «Следовательно, …»).
Сочинение на лингвистические темы. 1.Зачем нужны суффиксы с эмоционально- экспрессивной окраской? 2.Можно ли с помощью многоточия понять подтекст произведения? 3. Как наречия помогают понять душевное состояние героини? 4.Как подчеркнуть свою речевую индивидуальность? 5.Почему в первой половине рассказа «Вожак» автор использует безличные предложения?
Сочинение на лингвистические темы. 6. Как в тексте глаголы – сказуемые помогают «оживить» воображаемое? 7. Почему вводные слова уместно использовать в тексте – рассуждении? 8. Как уточняющие члены предложения помогают детально представить воображаемое? 9.Нужны ли кавычки как знак препинания? 10.Как деепричастные обороты помогают охарактеризовать действия с разных сторон или описать их?
Условия проведения экзамена Организатором проведения экзамена должен быть педагог, не преподающий русский язык и литературу. Учитель-словесник, не работавший с экзаменуемыми, приглашается только для двукратного прочтения текста. После второго прочтения он должен покинуть аудиторию. Сначала экзаменуемые прослушивают исходный текст. После второго прочтения текста экзаменуемые пересказывают его сжато в письменной форме. На экзамене учащимся разрешается пользоваться орфографическими словарями.