УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ, ИЛИ КАК «ОЧЕЛОВЕЧИТЬ» РАБОТУ ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ» УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА МОУ СОШ 3 г.Иркутска КАРЕТНИКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Знаешь ли ты … МЕ СТО ИМ ЕНИ Е Е ? ?. Не учась и лаптя не сплетёшь. Найдите в пословицах местоимения, определите разряд. 1. Всякому овощу своё время.
Advertisements

Местоимение как часть речи Обобщающий урок в 6-м классе Автор: Киселёв В.С.
МЕСТОИМЕНИЕ -Добрый день! – тебе сказали. -Добрый день! – ответил ты. Нас две ниточки связали: Теплоты и доброты.
Неопределенные местоимения. Глаз своих с коня не сводит, а) личное, 3 лицо, вин.п., ед.ч. Справа, слева к ним заходит, б) личное, 3 лицо, дат.п., мн.ч.
Неопределённые местоимения. Цели урока: Знать: об отличительном признаке неопределённых местоимений( неопределённость), образовании неопределённых местоимений,
Отрицательные и неопределённые местоимения Мультимедийная презентация урока русского языка в 6 классе Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ.
Неопределённые местоимения Практическое задание 6 класс Презентация Погребняк Н.М.
…выделяются в особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно.
Неопределенные местоимения Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.
Местоимение как часть речи Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 40 города Твери Королева Ирина Ивановна.
Воздушно лёгок, сочен, вкусен, Суров и нежен, многолик, Во всех мелодиях искусен Наш удивительный язык. СЕРГЕЙ СКАЧКО.
Г. Дятьково, МАОУ Дятьковская средняя образовательная школа год Открытый урок по теме «Неопределенные местоимения» Учитель: Портненко Елена Владимировна.
Н Е КОГО НИКОГ О Н Е НА КОГО НИ НА КОГ О Н Е ДЛЯ КОГО НИ ДЛЯ КОГ О Н Е ЗА КЕМ НИ ЗА К Е М Н Е К КОМУ НИ К КОМ У Н Е С КЕМ НИ С К Е М Н Е ОТ КОГО НИ ОТ.
Личные Разряды Возвратное Притяжательные Указательные Определительные Относительные Вопросительные Отрицательные Неопределенные.
Неопределённые местоимения УРОК-СОРЕВНОВАНИЕ Учитель Чинова Любовь Александровна.
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Местоимение как часть речи. Цель: вспомнить отличительный признак местоимений от других частей речи; познакомиться с разрядами местоимений; выяснить роль.
ЛичныеОтносительныеПритяжательные ВозвратноеНеопределённыеУказательные ВопросительныеОтрицательные Определённые.
Личные Возвратное Притяжательные Вопросительные Относительные Неопределенные Отрицательные Определительные Указательные.
«На яхте» Однажды куда- то на яхте Откуда-то Кто-то поплыл. Летели какие-то чайки, О чём-то кричали ему. Какой-то дельфин остроносый В зелёные волны нырял.
Транксрипт:

УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ, ИЛИ КАК «ОЧЕЛОВЕЧИТЬ» РАБОТУ ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ» УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА МОУ СОШ 3 г.Иркутска КАРЕТНИКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА Из дальних странствий возвратясь

НАЙДИ МЕСТОИМЕНИЕ НА КАРТЕ

ПОДБОР ПРИМЕРОВ Учащиеся подбирают максимальное количество стойких словосочетаний или предложений, которые содержат местоимения каждого разряда. 1. Без денег в город - сам себе ворог. 2. Вместе тесно, а врозь скучно. 3. Всё хорошо, что хорошо кончается. 4. Всяк правду ищет, да не всяк её творит. 5. Всякому овощу своё время. 6. Всем сестрам по серьгам. 7. За чем пойдёшь, то и найдёшь. 8. За что купил, за то и продал. 9. Знай сверчок, свой шесток. 10. За свой грош везде хорош. 11. И моя копеечка не щербата. 12. Каковы сами, таковы и сани. 13. На всякого мудреца довольно простоты. 14. На всех не угодишь. 15. Нашего полку прибыло. 16. Не тот живёт больше, чей век дольше. 17. Своя земля и в горсти Мила. 18. Сколько голов, столько и умов. 19. Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. 20. Спасибо вашему дому, пойдём к другому. 21. Чует кошка, чьё мясо съела. 22. Эта ворона нам не оборона. 23. Хорошо тому жить, кому бабушка ворожит. 24.Это не ученье, а мученье. Азбуку учат, во всю избу кричат. 25. Мелят день до вечера, а послушать нечего. 26. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 27. За твоим языком не поспеешь и бегом. 28. Мудрено тому учить. что сами не знаем (не умеем)

Вопросы для любознательных 1. Какие разряды местоимений различаются только значением? 2. В каком местоимении два звука, но одна буква? 3. Известно, что местоимения 3-го лица, употребляющиеся с пред­логом, принимают начальный н (у нее, от нее, за ним). Почему нет н в местоимениях следующих примеров: За ее домом начиналось уже поле. У его стола стояла книжная полка. 4. Какие местоимения не имеют именительного падежа? 5. Какие местоимения имеют форму только одного падежа?

Назови местоимение 1. Принадлежащий мне. 2. Возвратное местоимение в родительном падеже. 3. Определительное местоимение, синоним местоимений каждый, любой. 4. Вопроситель­ное местоимение: какой по порядку. 5. Указательное мес­тоимение, антоним местоимения этот. 6. Отрицательное местоимение: ни ты, ни я, ни он. 7. Определительное местоимение: именно, как раз. 8. Неопределённое место­имение, синоним местоимения кто-то. 9. Принадлежащий нам. 10. Личное местоимение 3-го лица множественного числа. 11. Неопределённое местоимение: неизвестно кто.

По щучьему велению, по моему хотению... В приведённых ниже предложениях замените выделенные слова местоимениями и укажите их разряд. За каждый правильный ответ - 2 балла. Подсчитайте свои баллы в конце игры. Кто победитель? 1. Отдельные отрывки из поэмы я выучил наизусть. 2. Целый вечер мы украшали ёлку. 3. Пчёлы перелетали то на один цветок, то на другой цветок. 4. Родители ушли, и мы остались одни. 5. По краю скамейки полз неизвестный жучок. 6. Теперь уже любой ученик нашего класса решит такую задачу. 7. Яблоки поделили поровну: вышло по три яблока на брата. 8. Кругом леса дремучие, кругом болота топкие, ни конному проехать к ним, ни пешему пройти. (Н.) 9. Ни акварельной, ни масляной краски у нас не было. 10. Это мы хотим сделать без посторонней помощи. 11. Не помню кому моя затея показалась неосуществимой. 12. Ни дождь, ни буря нас не остановят.

Поспешишь - людей насмешишь Исправьте стилистические неправильные предложения и за­пишите их. Придумайте сами предложения подобного типа, откройте «копилку» таких примеров из серии «нарочно не придумаешь», а потом проведите весёлый урок. 1. Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру. 2. А. П.Чехов, он родился в Таганроге. 3. Когда у ей получался фокус, Каштанка звонко лаяла. 4. Гусь среди их был самый старый и степенный. 5. Мой любимый уголок. У стола возле окна, за которым я делаю уроки. 6. Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок. 7. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть! Составьте предложения с указанными словами. Почему различно написание этих слов? Прочитайте свои примеры вслух, сверьтесь с ответом товарища. Потому - по тому, затем - за тем, поэтому - по этому, также - так же.

Вопросы - шутки 1. Какое местоимение можно записать одной буквой? 2. Какие два местоимения мешают автотранспорту? 3. Какие три местоимения самые чистые? 4. Какой остров в Карибском море утверждает, что он одежда? 5. Какое местоимение может в спорте удовлетворить соперников, но разочаровать болельщиков? 6. В каком фразеологизме определительное местоимение ут­верждает, что оно не притяжательное? 7. Какой газ отрицает личное местоимение?

Материалы викторины 1. Антоним какого местоимения го, что стал прилагательным? 2. Какое местоимение не имеет своего самостоятельного именитель­ного падежа? 3. Назовите два числительных, употребляющихся в роли неопределённого и определительного местоимений. 4. Вспомните несколько фразеологизмов с местоимениями-антонимами. 5. Назовите несколько местоимений-антонимов. 6. Назовите местоимения, которые, дружа с частицами, недолюбливают предлоги. 7. Какие местоимения сами по себе не указывают ни на определённый падеж, ни на число? 8. Какие фразеологизмы состоят из одних местоимений?

Какие местоимения преобладают в стихотворении Ю. Коваля «На яхте» Однажды куда-то на яхте Откуда-то Кто-то поплыл. Летали какие-то чайки, О чем-то кричали ему. Какой-то дельфин остроносый В зеленые волны нырял. И ветер, почти незаметный, Чуть-чуть паруса надувал. Наверно, какие-то люди Глядели уплывшему вслед. И кто-то, наверное, думал: «Скорей возвращайся назад». И мне бы хотелось на яхте В открытое море уйти, Послушать, о чем кричат чайки, Дельфина увидеть в волнах. А вечером после заката На берег вернуться, домой. Но пусть меня кто-нибудь встретит, Но пусть меня кто-нибудь ждет.

ПРОЧИТАЙТЕ РАССКАЗ А.П.ЧЕХОВА «МОЯ «ОНА». СОВПАЛИ ЛИ ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ О ТОМ, КТО «ОНА»? Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выка­зываю поползновения удрать от нее,- связь, стало быть, крепкая, прочная... За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю... Давно пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать ее имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли... Ее зовут - Лень.

Исправь ошибку: В ШКОЛЬНОМ СОЧИНЕНИИ ВСТРЕТИЛОСЬ ТАКОЕ ПРДЛОЖЕНИЕ: «В ИХНЕМ ДОМЕ МНОГОЕ ИЗМЕНИЛОСЬ». УЧИТЕЛЬНИЦА СКАЗАЛА,ЧТО ТЫ ПЛОХО ВЕДЕШЬ НА УРОКЕ. ОНА ПЛОХО ЧУВСТВОВАЛА И НЕ МОГЛА ВЫЙТИ НА РАБОТУ.

Цель Тургенева ЗАЧЕМ И.С.ТУРГЕНЕВ В УСТА ОДНОГО ИЗ ГЕРОЕВ ВЛОЖИЛ ТАКУЮ ФРАЗУ: «ЛОШАДЬ ТОЧНО ИХНЯЯ-С,ТОЛЬКО ПРОДАВАТЬ ОНИ ЕЕ НЕ ПРОДАВАЛИ»?

Опишите картину И. Айвазовского. Подчеркните местоимения. Определите их разряд.

В бурю

Встреча брига

Девятый вал

У крымских берегов

Тихое море. Скалистый берег