Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи».
Настроение
Попробуйте угадать, о ком или о чем идет речь? …Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его по спине, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было.
Тема:Тема:
Что мы знаемЧто мы хотим узнать Местоимение- самостоятельна я часть речи. Местоимения бывают личными: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Местоимения изменяются по падежам. Что обозначают местоимения? Только личными бывают местоимения? Как изменяются местоимения?
Цель: углубить знания о местоимени и как части речи
Я заменить могу другие части речи, Взвалив обязанности их к себе на плечи. Когда приходится слова другие замещать, На их значение всегда мне надо указать Вывод: местоимение употребляются вместо имени, указывая на предмет, признак, количество, но не называют их.
Задание. 1 группа - просклонять местоимение она 2 группа - просклонять местоимение такая 3 группа - изменить по родам и числам местоимение такая.
местоимение Вывод: местоимение могут изменяться по падежам, числам и иметь род
Вывод: местоимения в предложении чаще всего являются подлежащим, дополнением, определением.
Кустодиев Б. М. «Масленичное гулянье»
Девять разрядов местоимений Личные Я, мы Относительные Кто, что Притяжательны е Мой, твой Возвратное Себя Неопределённы е Некто, нечто Указательные Тот, этот Вопросительные Где?когда? Отрицательные Никто, ничто Определительн ые Весь, всякий
Прочитайте текст! Всё ли нам понятно в тексте ? Масленица… Только вдумайтесь в ……… слово. …...то оно несёт? И сразу представляются …….в составляющие ……этог праздника: ярмарки, хороводы, песни, пляски, игры, а ……самоглавное – блины. Блины – круглые, румяные, горячие – непременный атрибут масленицы. ….ни являли собой символ солнца, которое ….. ярче разгоралось, удлиняя тени. Проходили века, менялась жизнь, но …...о не могло изменить широкую масленицу. ….ё встречали и провожали с ….й же неудержимой удалью, ….о и в ….. далёкие времена. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «честная масленица», «перепёлочка», «объедуха». Вставьте пропущенные местоимения и определите их разряд. Слова для справок: это, что, оно, все, этого, самое, они, собой, всё, ничто, её, той, что, те. /
Масленица… Только вдумайтесь в слово. Что оно несет? И сразу представляются все составляющие этого праздника: ярмарки, хороводы, песни, пляски, игры, а самое главное – блины. Блины – круглые, румяные, горячие – непременный атрибут масленицы. Они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя тени. Проходили века, менялась жизнь, но ничто не могло изменить широкую масленицу. Её встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в те далекие времена. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «честная масленица», «перепелочка», «объедуха». оно все этого самое Они всё ничто Её той что те Ответ на задание Что которое собо й это указ вопр лич опр.указ опр. лич.возв.отн. опр. отриц. лич. указ.отн. указ.
Вывод: местоимения нашу речь делают красивее и богаче, помогают избегать повтор ов.
Что мы знаемЧто мы хотим узнать Что мы узнали Местоимение- самостоятельна я часть речи. Местоимения бывают личными: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Местоимения изменяются по падежам. Что обозначают местоимения? Только личными бывают местоимения? Как изменяются местоимения? Местоимение-самостоя- тельная часть речи, ко торая указывает на пред- меты, признаки, коли- чества, но не называет их. Существует 9 разрядов местоимений. Местоимения изменяют- ся по падежам. Есть местоимения, которые изменяются по родам и числам. В предложении местоиме- ние бывают подлежащими, дополнениями и определе- ниями
Тест 1.Укажите ошибочное утверждение: а) мы, он - личные местоимения б) местоимения обозначают предмет в) местоимения изменяются по падежам.
2. Укажите личное местоимение: а) мой б) тебя в) некто
3. Под какой цифрой все слова являются местоимениями: а) весь, им, завтра б) кое-кто, себя, семь в) нас, никто, мы
4. Определите синтаксическую функцию местоимения в предложении: Петя подошел к другу и обнял его. а) дополнение б) подлежащее в) определение
5.В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова: Мне попалась заросшая дорожка. а) мне - личное.,д.п., ед.ч. б) мне - личное.,тв.п., ед.ч. в) мне - возвратное, д.п., ед.ч
6. Определите количество местоимений в предложениях: Со школьных лет чувствовал я красоту русского языка. В нем меня привлекала его звучность, богатство слов и предложений. а)2 б)3 в)4
Домашнее задание 1) 68, упр ) Записать 3 загадки, в которых есть местоимения, определить их род, число, падеж. 3) Составить карточку по теме «Местоимение как часть речи ».