Урок по теме: А.П. Чехов 1860-1904 «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебные материалы к урокам литературы в 6 классе по теме: «А.П.Чехов. Юмористические рассказы». Подготовила Л.Н.Чернова, учитель русского языка и литературы.
Advertisements

Урок литературы в 5 классе Тема: «Славный он был мужик…» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму») Подготовила: Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ.
А.П. Чехов ( ). Рассказ «Толстый и тонкий»
Познакомьтесь с содержанием презентации и выполните практическую работу.
Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева « Бежин луг »
Источники смешного в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия». Проект выполнила учащаяся 7 класса МОУ Орловской СОШ Риттер Рената. Руководитель проекта:
По юмористическим рассказам А.П. Чехова Автор Мелешко Татьяна Николаевна учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1743 СЗАО г. Москвы.
Носов Николай Николаевич «Бобик в гостях у Барбоса» Нам надо продолжить знакомство с юмористическими поучительными произведениями, поработать над развитием.
Задания 1 группе: 1) Вспомните прочитанные рассказы, посмотрите в содержание сборника рассказов Чехова, что вы можете сказать о заглавиях? Какие они? 2)
«В рассказах Чехова читатель непременно увидит себя и свои мысли». Л.Толстой.
По рассказу М. Горького «Челкаш» Метапредметный урок ДЕНЬГИ И СВОБОДА.
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) Он не просто описывал жизнь, он жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее… К.Чуковский.
Юмористические рассказы А.П.Чехова (особенности стиля) literatura5.narod.ru.
« Обучение учащихся речевой деятельности ». Целью методической разработки является исследование обучения видам речевой деятельности учащихся на современном.
Р АССКАЗЫ А НТОШИ Ч ЕХОНТЕ. Внеклассное чтение. Краткость – сестра таланта. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.
Антон Павлович Чехов Рассказ «Хамелеон» Подготовила учитель русского языка и литературы Султанян С.В.
Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» Р – 7 класс.
План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме: Урок литературы в 5 классе по рассказу А.П.Чехова "Пересолил"
Презентация к уроку по литературе по теме: «Герои и события повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»». Приёмы создания комического эффекта.
Пересказ с перестройкой текста и творческими дополнениями.
Транксрипт:

Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов

продолжение знакомства с жизнью и творчеством А.П. Чехова, обучение элементам анализа текста, формирование умения работать с художественной деталью, совершенствование способностей выразительного чтения, умения вести диалог; развитие понятия литературоведческих терминов; развитие творческих способностей, эстетического вкуса у учащихся. ЦЕЛЬ УРОКА

ХОД УРОКА ОРГМОМЕНТ. –СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством замечательного русского писателя А.П. Чехова; прочитаем и поработаем над рассказом «Лошадиная фамилия». НА ДОСКЕ: Какие особенности характера А.П. Чехова помогли ему стать мастером юмористического рассказа? С творчеством А.П. Чехова вы уже немного знакомы. Вспомните, какие произведения читали. А теперь слушаем сообщение о жизни и творчестве Чехова. И прошу вас по ходу рассказа записывать в тетрадь особенные, на ваш взгляд, черты характера писателя.

РЕАЛИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Сообщение учащегося о жизни и творчестве А.П. Чехова. Итак, слушаем вами записанное. Подведем итог. Прочитайте вопрос на доске и ответьте на него. Каким человеком предстает перед нами А.П. Чехов по воспоминаниям И.А, Бунина и К.И. Чуковского? Совпадают ли ваши представления с тем, что видите на портрете? (устное словесное рисование по портрету А.П. Чехова). -Первые рассказы Чехова, Чехонте – юмористические. А что такое юмор? А в чем секрет юмора, откуда он берется, как рождается смешное? Давайте прочитаем рассказ Чехова и проведем «исследование».

АНАЛИЗ РАССКАЗА Что такое рассказ? Чтение рассказа? Понравился ли вам рассказ, интересно ли было его читать и почему? Почему рассказ так называли? Инсценирование. (1 сценка). Теперь давайте проверим, совпадет ли наше первоначальное восприятие с тем, что мы увидим. Представьте себе, что вы в театре, перед вами сцена. Вы не просто зрители, но и критики. Ваша задача – отметить, кто из актеров ярче, полнее, выразительнее раскрыл характер персонажа, может вы что-то посоветуете, порекомендуете исполнителям. Не забывайте о поведении в театре, чтобы ваш смех не мешал актерам. Кто главный герой рассказа, и что с ним случилось? Если он генерал, какие качества он должен проявлять? А каким его видим мы? (найдите детали). - Что посоветовал генералу приказчик? Соглашается ли генерал заговорить зубы по телеграфу, и что ему помешало? - Кто пытался вспомнить фамилию акцизного?

2 сценка. - Как автор усиливает, нагнетает момент смешного? Кто и какие фамилии предлагает приказчику? - Как выглядят и как ведут себя приказчик и генерал? Работа с иллюстрацией, устное словесное рисование. - Чем заканчивается эта история? - Как вы думаете, почему А.П. Чехов написал о том, что приказчик вспомнил фамилию акцизного после того, как доктор вырвал больной зуб генералу? - Над какими слабостями людей смеется А.П. Чехов? А вы? - Каким можно назвать чеховский смех в рассказе – добрым или злым? А теперь давайте обратим внимание на разницу между речью автора и речью героев. К какому стилю вы отнесли бы речь приказчика и речь повествователя? (покажите на примерах, приведите нужные детали) - Краткость является отличительной особенностью юмористических рассказов Чехова. Одним из проявлений краткости является быстрое начало и неожиданный финал его произведений. Обратите внимание на начало рассказа и концовку. АНАЛИЗ РАССКАЗА

СЛОВО УЧИТЕЛЯ Итак, ребята, вы обратили внимание, что самое смешное в рассказе строится на несоответствиях. Все вспоминают «лошадиные» фамилии, а оказалось – Овсов! Несоответствие. Генерал, а показывает кукиш, как мальчишка. Тоже несоответствие. Вместо того, чтобы доктора позвать, вся семья фамилии отгадывает. Опять несоответствие. Вот мы и раскрыли секрет смешного. Юмор строится на … несоответствиях! - Что хотел сказать этим рассказом Чехов? Чему он учит? - Чем актуален рассказ сегодня? Встречаются ли сегодня в нашей жизни забавные случаи? Приведите примеры смешного. Юмористические рассказы Чехова А.П. доставляют нам художественное наслаждение и сегодня, так как чеховский юмор всегда современен. Мы продолжаем учиться у А.П. Чехова говорить кратко, но емко, полно и образно.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Чтение нескольких смешных рассказов, подготовленных, придуманных учащимися. Найдите и прочитайте рассказы А.П. Чехова «Хирургия», «Канитель», «Пересолил», «Налим». Интересно ли вам было работать на уроке? И почему?