Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом. (П. Вайнцвайг)
Одарённость – уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Одарённые дети – дети, обнаруживающие общую или специальную одарённость – к музыке, рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу опережения сверстников при прочих равных условиях.
Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся.
1. Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Организованный. 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный. 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело. 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. 9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). 10. Занятый своими делами (индивидуалист). 11. Быстро, «на лету» схватывающий. 12. Не умеющий общаться, конфликтный. 13. Общающийся легко, приятный в общении. 14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. 16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Каких «+» у Вас больше? Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный педагог, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие педагоги встречаются редко!
Список качеств, характерных для будущих творцов 1. Рано овладели знаниями в избранной сфере. 2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память. 3. Были увлечены своим делом, энергичны. 4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм. 5. Умели контролировать себя. 6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми. 7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.
Особенности познавательного развития. Сверхчувствитель- ность к проблемам Интерес к дивергентным задачам Отличная память Любознатель- ность Способность к оценке Высокая концентрация внимания Особенность интересов Надситуативная активность Оригинальность мышления Гибкость мышления Легкость генерирования идей Способность к прогнозированию Легкость ассоциирования
Любопытство - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и как потребность в "умственных впечатлениях", характерна для каждого здорового ребенка. Одаренным детям в большей степени, чем их "нормальным" сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог интеллектуального превосходства - искренний интерес к миру, проявляющийся в поисковой активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться Любознательность.
Сверхчувствительность к проблемам. Одно из важнейших качеств истинного творца - способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека. Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхностным решением проблемы, того, кто способен преодолеть господствующее мнение, какие бы авторитеты за ним не стояли.
Надситуативная активность (познавательная деятельность). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему (способность к "ситуативно не стимулируемой деятельности"). Так, например, Д. Б. Богоявленская, проводя экспериментальную работу с детьми, заметила, что для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. "В этой способности не гаснуть" в полученном ответе, - пишет Д. Б. Богоявленская, - а возгораться" в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие".
Повышенный интерес к дивергентным задачам. Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач. Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. Способность решать дивергентные задачи - важнейшее условие успеха в творческой деятельности: научном поиске, создании произведений искусства, руководящей работе, предпринимательстве. Одаренные дети заметно отличаются от сверстников повышенным интересом к открытым дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с различной, в том числе и высокой степенью неопределенности не подавляют, а напротив, мобилизуют и стимулируют активность ребенка.
Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.
Легкость генерирования идей (продуктивность мышления). Большое количество идей характерно для одаренного человека как реакция на проблемную ситуацию. Новая идея в данном случае не просто ассоциативное объединение нескольких первичных, более простых идей и понятий. Соединение этих первичных идей и понятий должно быть содержательно оправдано, а происходит это лишь в случае отражения объективных явлений и отношений, стоящих за данными понятиями. Способность к генерированию большого числа идей.
Легкость ассоциирования. Способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию. Творчески одаренным людям в значительно большей степени, чем обычным, свойственна способность к прогнозированию. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу. Способность к прогнозированию.
Высокая концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям. Отличная память. Синтез способностей к запоминанию порождает часто замечаемое у одаренных детей стремление к классификации, систематизации информации, опыта, идей. На практике это нередко выражено в склонности к коллекционированию.
Способность к оценке. Способность к оценке - производная критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей. Особенности склонностей и интересов. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели. Им многое удается, многое по душе и потому им хочется попробовать себя в самых разных сферах.
Творческие задания: Соедини два предмета (развитие способности к сближению понятий). Переделай один предмет в другой (развитие способности к сцеплению наблюдаемого с заранее выработанными теоретическими представлениями). Сочини сказку. На что похожа фигура.
Особенности психосоциаль- ного развития Стремление к самоактуализации Перфекционизм ЛидерствоЭгоцентризмСамостоятельность Социальная автономность
Стремление к самоактуализации. Это стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, "опредмечивать" себя, свои способности, свою сущность. Перфекционизм. Это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах. Самостоятельность. Самостоятельность как личностное свойство предполагает: во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствия; в-третьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.
Социальная автономность. Для одаренного ребенка характерна относительная свобода от общепринятых ограничений, он не склонен добиваться успеха в ситуациях, требующих нормативного поведения и деятельности по образцу. Эгоцентризм. Выражается это в неспособности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностью опыта ребенка. У большинства людей с возрастом это проходит. Лидерство. В общении со сверстниками (неодаренными детьми) одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел. С возрастом ситуация меняется. Часть одаренных детей перестает интересоваться коллективными играми и занятиями, предпочитая им индивидуальные занятия.
Особенности эмоционального развития Повышенная эмоциональная чувствительность Юмор Творческое восприятие случайностей
Повышенная эмоциональная чувствительность. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. Творческое восприятие случайностей. Умение находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств Юмор. Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях, невозможно представить творческого человека.
В одной американской школе… были созданы экспериментальные классы (на каждой параллели) из жителей различных районов Специалисты измерили уровень интеллекта и креативности у всех учеников. Но преподавателям специально дали неверные результаты! детей с высоким уровнем интеллекта почти не учитывали, а одаренными признали, в большинстве, учеников со средним показателем IQ. Через год 80% подставных учеников в действительности показали высокий уровень интеллекта! А вот показатель IQ для тех, кого не учли, упал на 20%! Через год 80% подставных учеников в действительности показали высокий уровень интеллекта! А вот показатель IQ для тех, кого не учли, упал на 20%!