Математика и Стихи Геометрия и Поэзия Физика и Лирика Что может быть общего? Какая связь между такими полярными направлениями? Не общее ли первоначало у теоремы и стиха: вдохновение и интуиция? Не едино ли предназначение: поиск истины, ответов на бесконечное "почему"? Древние математики были, по существу, философами-мыслителями, а современные поэты знакомы с великими теориями и математиков, и физиков. Законы мира и бытия интересны людям любого времени, независимо от их природной склонности. Пример тому человек-энциклопедия Михаил Васильевич Ломоносов. Что интересует поэтов в точных науках? Об этом вы узнаете, слушая сегодня стихи в исполнении учеников школы.
Да здравствуют музы! Да здравствует разум!
Моря и Пустыни, Земля и Луна, свет Солнца и Снега лавины... Природа сложна!.. Но Природа одна: законы Природы – едины! Вот плот, вот корабль, поплавок рыбака – плывут... Так по небу плывут облака. Но камень в воде не плывёт, как бревно! И камнем бревно не уходит на дно! В чём сущность явлений?! Этот ответ искал сиракузский мудрец Архимед. Давайте заглянем сквозь тысячи лет в тот город у моря, где жил Архимед. Нет, не всегда смешон и узок Мудрец, глухой к делам земли: Уже на рейде в Сиракузах Стояли римлян корабли. Над математиком курчавым Солдат занес короткий нож, А он на отмели песчаной Окружность вписывал в чертеж. Ах, если б смерть – лихую гостью Мне так же встретить повезло, Как Архимед, чертивший тростью В минуту гибели – число!
Этот французский математик прожил двадцать лет, всего пять лет из них он занимался математикой. Математические работы, обессмертившие его имя, занимают чуть более 60 страниц. На двадцать первом году жизни он был тяжело ранен на дуэли. На следующий день умер. Накануне дуэли он написал письмо другу, в котором изложил свои открытия. Письмо опубликовали после смерти, и только через 14 лет оно нашло признание. Заходил паренек в сюртучке небогатом, Чтобы в лавке табак и мадеру купить. Приглашала любезно, как младшего брата, Разбитная хозяйка и впредь заходить. Провожала до двери, вздыхая устало, Вслед ему разводила руками: "Чудак! На четыре сантима опять обсчитала, А четыре сантима теперь не пустяк! Кто-то мне наболтал, будто видный ученый, Математик какой-то мосье Галуа. Как же может открыть мировые законы Эта вот, с позволенья сказать, голова?!" Но всходил на мансарду, обманутый ею, Брал заветный набросок в чердачной пыли И доказывал вновь с беспощадностью всею, Что хозяева сытых желудков – нули.
В центре Будапешта, неподалеку от одного из красивейших мостов, установлено каменное изваяние нуля. Цифра "0" и две буквы на пьедестале – "км" означают начало всех дорог, нулевой километр, от которого ведется отсчет километрам. Напрасно думают, что ноль Играет маленькую роль. Когда-то многие считали, Что нуль не значит ничего, И, как ни странно, полагали, Что он совсем не есть число. Но на оси средь прочих чисел Он все же место получил И все действительные числа На два разряда разделил. Нуль ни в один из них не входит (он сам составил чисел класс), Все ж об его особых свойствах Мы поведем теперь рассказ. Коль нуль к числу ты прибавляешь Иль отнимаешь от него, В ответе тотчас получаешь Опять то самое число. Делить на нуль запрещено. Причина всем здесь очевидна, И состоит она лишь в том, Что смысла нет в таком деленье, Попав как множитель средь чисел, Он мигом сводит все на нет. И потому в произведенье Один за всех несет ответ. А относительно деленья Нам твердо помнить нужно то, Что на ноль делить нельзя
О годы, вы так по-космически мчитесь, Что трудно порой оглянуться назад: Урок математики, школьный учитель, Суровое слово и ласковый взгляд. Ты с первого класса твердил нам, что можно Любую на свете задачу решить. Коль вычесть унынье, волю умножить, Упорство прибавить, любовь разделить. И в маленьких клеточках школьных тетрадей Вставала и грела огромная жизнь, В матросском десанте, в подпольном отряде, Тревожной порой за нее мы дрались. И каждый слова твои помнит, что можно Любую на свете задачу решить. Коль вычесть унынье, волю умножить, Упорство прибавить, любовь разделить. Стоим на рассвете у звездного старта И видим, на миг оглянувшись назад, Урок математики, школьную парту, Суровое слово и ласковый взгляд. Спасибо, учитель! Смогли мы и сможем Любую на свете задачу решить. Коль вычесть унынье, волю умножить, Упорство прибавить, любовь разделить.
Мальчик жаловался, горько плача: – В пять вопросов трудная задача! Мама, я решить ее не в силах, У меня и пальцы все в чернилах, И в тетради места больше нету, И число не сходится с ответом! – Не печалься! – мама отвечала, – Отдохни и все начни сначала! – Жизнь поступит с мальчиком иначе: В тысячу вопросов даст задачу. Пусть хоть кровью сердце обольется, – Все равно решать ее придется. Если скажет он, что силы нету, Но ведь жизнь потребует ответами. Времени она оставит мало, Чтоб решать задачу ту сначала.
Жили были два брата: Треугольник с Квадратом. Старший – квадратный, Добродушный, приятный. Младший – треугольный, Вечно недовольный. Стал расспрашивать Квадрат: "Почему ты злишься, брат?" Тот кричит ему: "Смотри: Ты полней меня и шире. У меня углов лишь три, У тебя же их четыре". Но Квадрат ответил: "Брат! Я же старше, я – квадрат". И сказал еще нежней: "Неизвестно, кто нужней!" Но настала ночь, и к брату, Натыкаясь на столы, Младший лезет воровато Срезать старшему углы. Уходя, сказал: "Приятных Я тебе желаю снов! Спать ложился – был квадратным, А проснешься – без углов!" Но наутро младший брат Страшной мести был не рад. Поглядел он – нет квадрата, Онемел... Стоял без слов... Вот так месть! Теперь у брата Восемь новеньких углов!
Танцевальное вращенье Совершеннейшей ноги, И круги, круги, круги Вызывали восхищенье. Балерина создавала Точный круг в один момент, Подивился ей немало Достославный геометр. 0 прекрасной балерине Вспоминал частенько он – Не по этой ли причине Циркуль был изобретен! В следующем стихотворении вам будет предложена одна из версий (конечно, шуточная) изобретения циркуля.
Стихотворение "Формула цветка" Леонида Вышеславского. Математическим воплощением поэтической мечты о "формуле цветка" являются, например, уравнения кривых, напоминающих очертания лепестков или листьев цветка. Сплелись в клубок запутанные трассы рабочих пчел, и оводов, и ос. Разгул цветов. Сплошное буйство красок. Неразбериха полная. Хаос. Но это только кажется снаружи. Лишь озарясь познания огнем, мы изнутри порядок обнаружим, строжайший строй в нестройности найдем. И станет ясным листьев бормотание, и пляска пчел у тесного летка, и, разглядев растение, ботаник изобразит нам формулу цветка.
Ученый кот (басня) У кошки маленький котеночек подрос. – Как дальше быть? – возник вопрос. Ловить мышей – такая штука, Что тут нужна теперь наука. Решила мать, что впору Послать котенка в школу, И вот за партой в классе Сидит пушистый Вася... С усердием большим, как наказала мать, Принялся кот науку постигать. Он изучил до тонкости по темам Строение мышей (по графикам и схемам). Их чучела изготовлял из тряпок В кружке "умелых лапок". Решал, едва не плача, Он про бассейн задачу. (Сколь выльется сметаны, когда открыты краны.) Был в геометрии как дома, Знал доказательств остроту; Тригонометрия знакома Была прилежному коту. И через десять лет, науками богат, Понес домой наш кот из школы аттестат... В то время у какой-то горки Мышонок вылезал из норки, Хоть Васька изучал мышиный род по книгам, Исконного врага узнал он все же мигом. Но как его схватить? Нельзя же прыгнуть сразу! Тут надо применить Научных знаний базу... Вот неизвестного мышонка За икс он принял очень тонко. Затем в системе CGS Нашел его удельный вес. v – скорость, ускоренье – а. (А брызги сыплются с пера!) По теореме Пифагора Он путь нашел довольно скоро; Привел ответы, глядя в книгу, К логарифмическому виду; Вписал последнюю строку И приготовился к прыжку... Пока ученый кот над уравненьем бился, Мышонок – неуч в норке скрылся. Запомните, друзья, соль истины такой: Теория мертва без практики живой.
Река, несомненно, создание поэтическое, Но любит математическую неопределенность. Реке недостаточно Возвышенной поэтики. К ней не подступишься Без точных наук. Приходится часто Решать уравнения Со множеством неизвестных. В противном случае Будешь плутать В поэтической мгле, Пить глазами Ее красоту, А пользы конкретной Ни капли. Если конкретности хочешь, Математику не отвергай. А лучше всего попытайся Создать некий синтез: ПОЭТИКОМАТЕМАТИКУ, Так сказать, синтез Земли и неба. Иначе – запомни это – В поэтической мгле останешься. Весьма любопытны размышления литовского поэта Эдуардаса Межелайтиса: