МОУ Большетелекская о.о.ш. Учитель математики Пригарина Н.С. 2009год.
Предлагаемый элективный курс посвящается ключевым темам курса математики основной школы. Программа курса состоит из трех независимых разделов: «Процентные расчеты на каждый день», «Модуль», «Функция: просто, сложно, интересно». Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением тем «Проценты» и «Модуль» на первом этапе основной школы. На последующих этапах обучения повторного обращения к этим темам не предусматривается. Текстовые задачи на проценты включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся. Умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны жизни.
Количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в разных классах, не позволяет показать в сколько – нибудь полном объеме всё многообразие задач, требующих для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и использовать свойства функции. В материалах ЕГЭ уделяется много внимания проверке умений читать по графику свойства функции, использовать их в решении уравнений и неравенств. Тесты итоговой аттестации по математике за курс основной школы предполагают наличие у школьников подобных знаний, поэтому формировать основы этих знаний необходимо начинать как можно раньше.
Цель курса: создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах понятий, изучаемых в разделах курса.
Задачи курса: научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности; привить учащимся основы экономической грамотности; вовлечь учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность, как фактор личностного развития; помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы
Раздел «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Данный курс рассчитан на 34 часа I раздел. «Процентные расчеты на каждый день» Учебно-тематический план (9часов) Наименование тем курсаВсего часов В том числе Лекция практика семинар Форма контрол я Проценты. Основные задачи на проценты. Процентные вычисления в жизненных ситуациях Задачи на сплавы, смеси, растворы Решение задач по всему курсу Проценты в современной жизни ,5 1 0, С.р. Пр.р. Делова я игра
Решите задачи Что больше: 25% учащихся школы или 1/5 учащихся этой школы? Вкладчик открыл счет в банке, внеся 2000р. на вклад, годовой доход по которому составляет 12%, и решил в течение 6 лет не брать процентные начисления. Какая сумма будет лежать на его счете через 6 лет? (При решении этой задачи применяется формула сложных процентов)
необходимо уметь расчитывать
занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнооб- разных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе.
Схемами расчета банка с вкладчиками владеют банковские специалисты:
(фармацевт)
( трейдер )
Люди этих профессий должны уметь производить процентные расчеты. Понятия: требуют умения применять знания процентов в жизненных ситуациях.
Раздел «Модуль» предусматривает выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения. II раздел. «Модуль» Учебно-тематический план (8часов) Наименование тем курсаВсего часов В том числе Лекция практика семинар Форма контрол я Модуль: Общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль. Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. Графики функций, содержащих модуль Проверочная работа Модуль в заданиях единого государственного экзамена ,5 1 0, С.р. Пр.р.
Раздел «Функция: просто, сложно, интересно» позволяет углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы. III раздел. «Функция: просто, сложно, интересно» учебно-тематический план (17часов)
Наименование тем курсаВсего часов В том числе Лекция практика семинар Форма контроля Подготовительный этап: постановка цели, проверка владения базовыми навыками Историко – генетический подход к понятию «функция» Способы задания функций Чётные и нечётные функции Монотонность функции Ограниченные и неограниченные функции Исследование функции элементарными способами Построение графиков функций Функционально-графический метод решения уравнений Функция: просто, сложно, интересно Итоговый урок. Избранные вопросы математики ,5 1 0,5 1 0,5 1 1, ,5 1 1 Тестирование Дидактическая игра «Восхож- дение на вер- шину знаний» Презентация «Портфеля достижений»