Учитель географии Щенявская Е.В. МАОУ гимназия им. А.С. Пушкина
Тема урока: Северный Ледовитый океан (7 класс) Цель урока: формирование умений комплексного использования различных источников географических знаний для изучения и описания особенностей природы СЛО Задачи урока: Развитие умений учащихся обобщать, анализировать, применять полученные знания и практические навыки в работе с картами атласа и другими источниками географических знаний Развитие навыков самообразования, оценки своей деятельности, ответственного отношения к умственному труду Оборудование: физическая карта Северного Ледовитого океана, подборка дополнительной литературы, словарь по физической географии, атласы, учебники, дидактические задания разноуровневого характера. Предварительная подготовка к уроку: класс разделить на группы по 5-6 человек.
Ход урока: Стадия вызова: «Как вы думаете, какой океан называют «кухней погоды», его отличает своеобразное географическое положение и большая обособленность, суровый климат и наличие ледового покрова.Вы правы, речь сегодня пойдет о Северном Ледовитом океане. Я предлагаю вам за 3 минуты написать все, что вы знаете о СЛО?» Ученики зачитывают, остальные сверяют, отмечают аналогичные слова. «Для того, чтобы получить полную информацию об особенностях природы СЛО, мы с вами разбились на группы, каждая имеет название: Исследователи, Океанологи, Климатологи, Экологи. В зависимости от специфики области исследования, каждая группа получает свои задания. В группе каждый индивидуально выбирает для себя задание». Стадия осмысления Группы самостоятельно, используя дополнительный материал, работают с карточками – инструкциями, учитель координирует их работу. Выступление групп по очередности: Исследователи, Океанологи, Климатологи, Экологи. Все остальные учащиеся записывают результаты исследований в лист опорного конспекта.
Задания для группы «Исследователи». Пользуясь атласом нанесите на контурную карту границы океана, подпишите материки. Объясните происхождение названия СЛО. Определите географическое положение океана, используя план. Сделайте вывод об особенностях географического положения океана и его влиянии на природу океана. Расскажите о знаменательных событиях, которые произошли в период изучения и освоения океана.
Задания для группы «Океанологи» С помощью атласа исследуйте особенности берегов океана и нанесите на контурную карту моря СЛО. К какому типу относятся эти моря? Какими островами моря отделены от остальной части океана? Определите наибольшую глубину СЛО и определите географические координаты этой точки. Какие котловины находятся на дне океана и какие хребты их разделяют? В чем состоит своеобразие рельефа дна СЛО?
Задания для группы «Климат оло ги» Пользуясь климатической картой атласа, определите средние температуры января и июля в Арктике, годовое количество осадков. Определите, как изменяется суровость климата и ледовитость морей океана при движении вдоль берегов Евразии? Весной и летом в Арктике господствует полярный день, почему же льды СЛО не тают? Почему температура воды СЛО теплее воздуха на с? Какие части океана не замерзают зимой, а какие покрыты льдом даже летом? В чем причины? Что означают термины – торосы, пак? Используя данные о свойствах вод океана, определите, чем объясняется низкая соленость воды в районе азиатского шельфа по сравнению с другими частями океана?
Задания для группы «Биологи» Чем характеризуется природная зона арктических пустынь? Почему жизнь всех животных в Арктике связана с океаном? Из представленных снимков выберите тех представителей органического мира, которые обитают в СЛО и на его берегах, как они приспособлены к суровым условиям в Арктике? Определите районы «сгущения жизни» в океане и выпишите наиболее ценные виды промысловых рыб. В чем заключается своеобразие органического мира СЛО?
Задания для группы «Экологи» СЛО – суровый и холодный, лежащий на самой «макушке» Земли: имеет ли он хозяйственное значение для человека? Какими профессиями надо овладеть, чтобы работать в океане? Нанесите на контурную карту Северный морской путь. Отметьте порты вдоль этого пути, определите, в чем его важное значение для людей? Используя материал к уроку, определите, какие виды хозяйственной деятельности человека наносят ущерб ранимой природе океана, его прибрежным областям? Столь ли необходимо его освоение, связанное с риском и значительными затратами?
Стадия рефлексии Отметим, какие важные особенности океана вы узнали на уроке, сравните их с теми, о которых вы говорили в начале урока? Результаты работ учащихся вывешиваются на доску. Подведение итогов урока. Выводы проделанной работы. Учащиеся оценивают степень своего участия в работе группы.
Просим учащихся составить синквейн по теме. Название (существительное, обозначающее тему) – СЛО Описание (два прилагательных) – холодный, своеобразный Действия (три глагола) – дрейфует, вторгается, определяет Чувство (фраза из 4 слов) – загадочный и ранимый, суровый и малоосвоенный Повторение сути (синоним названию) - Арктика
Конспект урока по теме: Северный Ледовитый океан Исследование океана г – Ф. Нансен…… 1909г – Р.Пири……. 1932г – 1937 – 1938г – 1977г – Главные черты географического положения
Рельеф Северного Ледовитого океана Максимальная глубина – Географические координаты точки с макс. глубиной – Хребты океанические - Котловины – Климат океана Климатический пояс – Температуры средние июля и января – Годовое кол-во осадков – Причины сурового климата океана
Виды хозяйственной деятельности человека в океане Северный морской путь, его значение - Моя оценка за урок -