П РИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ Изнаирова Екатерина Юрьевна Учитель английского языка МОУ «Лицей математики и информатики» Саратов, 2009
Ч ТО МЫ ВИДИМ НА КАРТИНКЕ ?
Э ТО И ЛОШАДЬ И ЛЯГУШКА !!!
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ВОЗМОЖНО, ОЗНАЧАЕТ ВСЕГО- НАВСЕГО ПОНИМАНИЕ, ЧТО НЕТ НИКАКОЙ ОСОБОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ В ТОМ, ЧТОБЫ ВЕСТИ ДЕЛА ТАК, КАК ИХ ВСЕГДА ВЕЛИ ДО НАС. / РУДОЛЬФ ФЛЕШ/
Креативность (от лат. creatio – cозидание) – творческие возможности (способности) человека…» Креативность редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Креативность - восприимчивость к новым идеям. Креативность – определениe проблем, поиск их решения, выдвижение гипотез.
Ш АБЛОННОЕ И НЕШАБЛОННОЕ ( ДИВЕРГЕНТНОЕ ) МЫШЛЕНИЕ. Основные свойства (Н. С. Лейтес) : беглость мысли, гибкость мысли, оригинальность, точность (или законченность). Именно дивергентное мышление служит средством порождения новых идей и самовыражения.
З АДАЧА НА РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали? Можно ли научить любого ребенка дивергентному мышлению?
З АЧЕМ РАЗВИВАТЬ КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ ? Какие задачи учит решать современная школа? А какие задачи ставит перед молодым человеком жизнь?
Творчески мыслящий ребенок: более успешно адаптируется к жизни; не впадает в зависимость к системе обучения; сам обучается учиться; у него высокий уровень познавательной активности.
Р АЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ НАЧИНАЕМ С ФАНТАЗИИ. Без воображения нет соображения. Хорошо развитое воображение – это бесценное свойство нестандартного мышления. Если мы хотим научить думать, надо научить придумывать. Без фантазии нельзя мечтать, предвидеть, планировать, научиться видеть проблемы, научиться их решать.
Лев Семенович Выгодский сформулировал три закона РТВ: 1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. 2. Можно фантазировать на основе чужого опыта. 3. Содержание воображаемых предметов и явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства.
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНО НА : изменение существующих моделей; поиск альтернативного решения.
С ПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ. 1. Собственным примером. 2. Читать и анализировать хорошую литературу по фантастике. 3. Стимулировать фантазию вопросами. 4. Система творческих заданий в рамках предметной и межпредметной области. (ТРИЗ)
5. « Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять рассказы, сказки, истории. ( Методика создания новых сказок). 6. Иллюстрировать фантастические рассказы рисунками. 7. Иметь намерение превратиться в творца выполнять все «ритуалы. 8. Обучить приемам воображения, фантазирования и ТРИЗ.
МЫ НЕ ВЛАСТНЫ НАД ОЗАРЕНИЕМ. МЫ НЕ МОЖЕМ ПОДЧИНИТЬ СЕБЕ ТВОРЧЕСТВО. НО МЫ МОЖЕМ ВОЙТИ В ТВОРЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УВЛЕЧЕННОСТИ И ОДЕРЖИМОСТИ. /РОЛО МЭЙ, ПСИХОЛОГ./
П РИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ 1. УВЕЛИЧЕНИЕ – УМЕНЬШЕНИЕ. 2. ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ. 3. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. 4. ПРЕВРАЩЕНИЕ ОБЪЕКТОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ В ЖИВЫХ СУЩЕСТВ. 5. ИЗМЕНЕНИЕ ПРИВЫЧНЫХ ОТВОШЕНИЙ, ФУНКЦИЙ И СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ. 6. НАЗЫВАНИЕ КАРТИН.
7. ФАНТАСТИЧЕСКОЕ СЛОЖЕНИЕ. 8. ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ДРОБЛЕНИЕ. 9. ПРИЕМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ, СВЯЗАННЫ С ИЗМЕНЕНИЕМ ВРЕМЕНИ. 10. СВОБОДНОЕ ФАНТАЗИРОВАНИЕ. 11. ВОЛШЕБНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ. 12. КРАСИВЫЕ ДРЕВНИЕ ФАНТАЗИИ С ПРЕВРАЩЕНИЯМИ.
П РИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ (А ВТОР А.А. Г ИН ) ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА, ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ, ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ, ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ.
Ф ОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ объект, к которому предъявляются противоречия; два эти противоречивые требования; обоснование того, почему к объекту предъявляется каждое из противоречивых требований.
П РИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ : сочетание в пространстве; сочетание во времени; объединение; дробление; изменение агрегатного состояния; копирование; сравнение; разбор на микроуровне; сделать наоборот.