Психология безопасности Авторы: Ивасюк Дмитрий Вадимович Левенец Ингрида Дарюсовна
СТАТИСТИКА В среднем, ежедневно в Российской Федерации происходит 549 пожаров, при которых гибнет 42 человека и 35 человек получают травмы, огнем уничтожается 166 строений. За первое полугодие 2012 года в Москве и Московской области произошло 376 пожаров в учебных заведениях. В этих пожарах, к сожалению, погибли 9 человек Информация взята на официальном сайте Всероссийскрого научно – исследовательского института по проблемам ГО И ЧС
Company Logo ЦЕЛЬ: на основе теоретического изучения вопросов психологии поведения в чрезвычайных ситуациях разработать практические рекомендации по применению полученных психологических знаний в образовательном учреждении на базе клуба «Безопасность».
Company Logo задачи: Изучить понятия чрезвычайной ситуации 1 рассмотреть сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях; 2 ф ф 3 4 выделить факторы психологической готовности людей к чрезвычайным ситуациям; обозначить особенности группового поведения людей в чрезвычайных ситуациях; 5 определить мероприятия по профилактике панических реакций и разработать программу «Психология безопасности»
Company Logo Понятие чрезвычайной ситуации Положение, которое сложилось в результате аварии Положение, которое сопровождаются человеческими жертвами Положение, которое сопровождается материальными потерями или ущербом для природной среды. Чрезвычайная ситуация
Company Logo Основные характеристики чрезвычайной ситуации 2 Это ситуация с очень большим по силе воздействием, выходящим за пределы диапазона возможностей человека. Это усложненные условия деятельности, которые субъективно воспринимаются человеком как опасные Ситуация вызывает возникновение достаточно сложной задачи, «трудного» психического состояния. Такая ситуация вызывает негативные функциональные состояния, тем самым снижает эффективность и надежность деятельности Человек сталкивается с невозможностью реализации своих мотивов, стремлений, ценностей, интересов.
Company Logo. обусловлена состоянием физических и физиологических качеств организма (конституционные особенности, тип нервной системы, вегетативная пластичность) (активнодеятельно стное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия) Возможность противостоять чрезвычайной ситуации включает три составляющие: Физиологическая устойчивость Психическая устойчивость Психологическая готовность Обусловлена подготовкой и общим уровнем качеств личности
Поведение людей в экстремальной ситуации делится на две категории Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения Случаи, носящие негативный, патологический характер, отличаются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок
Company Logo 1 Основу профилактики любых психологических явлений составляет анализ особенностей возникновения и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакций страха (паники). 2 Обучение проблемам обеспечения безопасности и воспитательная работа по формированию в сознании людей осторожности, предупреждению и разумному поведению в аварийных и чрезвычайных ситуациях. 3 Основной задачей в ЧС и во время катастрофы является сохранение спокойствия людей и быстрая разумная деятельность. Это достигается информационными средствами ипримером действий окружающих лиц. Профилактика панических реакций Руководство массой людей составляет основу профилактики паники.
Экстремальная подготовленность человека состоит из шести компонентов: знания экстремальных ситуаций, с которыми придется встретиться. навыки и умения качественно выполнять все обычные действия, но при действии факторов, характерных для ожидаемых экстремальных ситуаций; навыки групповых действий в экстремальных условиях; опыт восприятия экстремальных факторов и преодоления психологических трудностей; навыки и умения обеспечения личной безопасности; умения учиться на опыте преодоления трудностей.
Существование клуба «Безопасность» и обучение в нем знаниям психологии поведения при ЧС позволит создать на базе образовательного учреждения команду обучающихся, способных помочь предотвратить негативные последствия в экстремальной ситуации и обеспечить максимальную безопасность коллектива. Благодарим за внимание!