Взаимодействие педагогов и семьи при воспитании этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста
Толерантность качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует вдругом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог сдругим, признание и уважение его права на отличие. Этническая толерантность - акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.
Изучив и проанализировав теоретические материалы педагогов и психологов, занимающихся данной проблемой; а так же учитывая контингент воспитанников нашего ДОУ, мы осознали необходимость приобщения детей к культуре и традициям разных народов, воспитания толерантности, установления контакта и сотрудничества с семьями детей-мигрантов. Нами была определена тема инновационнной деятельности: «Взаимодействие педагогов и семьи при воспитании этнотолерантности». Представленный нами «продукт» будет в первую очередь значим для тех ОУ, в которых процент детей-мигрантов достаточно высок и педагоги стремятся наладить работу с семьями воспитанников.
соответствует одному из направлений Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011–2020 гг. «Петербургская школа 2020», а именно, направлению «ДОШКОЛЬНИК»: переход от задачи «доступности места в детском саду» к задаче «разнообразие услуг для дошкольников», обеспечение равных прав на предшкольное развитие, образование и обучение детей-мигрантов, для которых общение на русском языке становится серьезной проблемой.
1.Помочь детям-мигрантам и их родителям быстрее адаптироваться к внешним условиям и стать более коммуникабельными. 2.Повысить уровень владения русским языком детей-мигрантов 3.Развить интерес к истории и традициям семьи. 4.Расширить кругозор воспитанников, повысить уровень качества образования. 5.Расширить возможности взаимодействия с семьями детей- мигрантов.
заключается в том, что она отвечает современным требованиям к сотрудничеству с семьей. Мы приняли во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, уровень культуры и образования родителей исходя из которых можно судить о том, какой воспитательный потенциал несут в себе традиции и обычаи, имеющие место в данной семье.
является создание условий, направленных на формирование личности нового поколения воспитанников, способствующих их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры, воспитанию нравственных установок, патриотизма и толерантности.
Основана на том, что, при внедрении в практику деятельности ОУ она будет положительно влиять на развитие отдельных направлений образовательного процесса ОУ города, повысит уровень качества образования и воспитания по всем образовательным областям (см. таблицы, графики, диаграммы в приложениях), улучшит взаимопонимание, будет способствовать формированию коммуникативных качеств личности, умению общаться, находить общий язык.
Дети ПедагогиРодители
Теоретическая часть (анализ теоретических материалов по теме воспитания этнотолерантности) Практическая часть (практические материалы в помощь педагогам ДОУ). Наш продукт высоко технологичен и не вызовет проблем с внедрением в процесс деятельности других ОУ. Предлагаемый нами материал представлен в доступной форме. Приведенные ниже анкеты, конспекты мероприятий и др. позволят педагогам сразу же использовать их в практике.
Для определения эффективности осуществляемой нами работы, мы провели диагностику этнотолерантности всех субьектов взаимодействия (дошкольники, их родители, воспитатели) - («Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста» ч.2, РГПУ им. Герцена, СПб, адаптивная методика Е. И. Николаевой, М. Л. Поведенюк). Предметом диагностики стало: изучение особенности проявления этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста и своеобразие отношения взрослых (воспитателей, родителей) к воспитанию этнотолерантности у дошкольников. Комплексная методика включила в себя исследование этнотолерантных установок дошкольников и взрослых. Сводный анализ результатов диагностики представлен в таблицах в приложении к нашему продукту.
1.Дети-мигранты и их родители смогли быстрее адаптироваться к внешним условиям и стать более коммуникабельными. 2.Уровень владения русским языком детей-мигрантов значительно улучшился, по сравнению с уровнем владения языком на момент их поступления в ДОУ. 3.У дошкольников появился интерес к истории и традициям семьи, дети стали активнее организовывать самостоятельные сюжетные игры в семью, в семейные праздники, в процессе которых они отражали свои представления о семейных традициях, быте; 4.100% детей смогли дать четкие ответы об особенностях семьи, выделить некоторые культурные традиции членов своей семьи, их интересы и увлечения. 5.Совместно проведенные мероприятия, способствовали заинтересованности родителей детей-мигрантов к познанию русской культуры. Они стали принимать активное участие во всех тематических мероприятиях, праздниках, развлечениях и проявили стремление к изучению русского языка на курсах, организованных и проводимых на базе ИМЦ Курортного района.
Национальные кулинарные семейные рецепты. Выставки семейных работ
Спасибо за внимание!