МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ 15 «БЕРЕЗКА» Отчет по экспериментальной деятельности за период с 2007 по 2011 г.г.
г.г Цель: обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу. Тема «Апробация Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей».
г.г Тема «Подготовка детей к школе через развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности». Цель: обеспечить высокий уровень готовности детей к школьному обучению через развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности.
Научное руководство экспериментальной деятельностью осуществляет к.п.н., профессор Доронова Татьяна Николаевна
- изучить достижения современной педагогической науки и практики по указанным направлениям деятельности; - определить критерии эффективности деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса и методы диагностики результатов проделанной работы; - определить комплекс оптимальных средств, форм, методов и приёмов по организации различных видов продуктивной деятельности; - определить направления деятельности по созданию предметно- развивающей среды для организации продуктивных видов деятельности для разных возрастных групп; - разработать рекомендации для педагогов и родителей; - отследить результативность работы на каждом этапе исследования. Задачи:
I этап подготовительный уч.г. 1.Изучение и анализ достижений современной педагогической науки и практики по направлениям исследования. 2.Разработка программы инновационной деятельности. 3. Мониторинг: - анализ предметно-развивающей среды ; - групповая дискуссия по наиболее важным вопросам деятельности ДОУ, анализ активности педагогов в их обсуждении. II этап практический уч.г. 1.Программно-методическое обеспечение. · Организация воспитательно-образовательного процесса, согласно выработанной стратегии: · повышение квалификации кадров; · пополнение материально-технической базы; · взаимодействие с образовательными учреждениями города; 2. Организация работы с детьми 3-7 лет по развитию мелкой моторики через продуктивные виды деятельности. 3. Работа с родителями и педагогами по формированию компетентности в вопросах развития мелкой моторики, как показателя успешного обучения в школе. III этап обобщающий уч.г. 1.Сравнительный анализ уровня общего развития детей (всех этапов). 2.Сравнительный анализ профессионального роста педагогов (всех этапов). 3. Обобщение результатов инновационной деятельности, выпуск буклетов с методическими рекомендациями для педагогов.. 4.Внесение изменений и дополнений в проект и планы работы. 5.Транслирование положительного опыта в ДОУ, на городском и региональном уровнях. IV этап внедренческий уч.г. Дессиминация опыта работы в ДОУ города, округа, РФ.
Значение результатов для образовательной системы ДОУ: создание предметно- развивающей среды для развития мелкой моторики руки ребёнка;создание предметно- развивающей среды для развития мелкой моторики руки ребёнка; пополнение материально-технической базы ДОУ; высокий уровень развития мелкой моторики в группе, активно участвующей в инновационной деятельности;высокий уровень развития мелкой моторики в группе, активно участвующей в инновационной деятельности; высокий уровень общего развития готовности к обучению в школе;высокий уровень общего развития готовности к обучению в школе; рост профессиональной компетентности педагогов; повышение компетентности родителей в вопросах по развитию мелкой моторики в продуктивных видах деятельности; повышение престижа ДОУ и конкурентоспособности в городе по оказанию образовательных услуг.повышение престижа ДОУ и конкурентоспособности в городе по оказанию образовательных услуг.
Организация в группах соответствующей предметно-развивающей среды
Показатели высокого уровня развития мелкой моторики в группе, активно участвующей в инновационной деятельности Показатели высокого уровня развития мелкой моторики в младшей группе увеличились в 2009г. относительно 2008г. на 2%, 2010г. на 4%; в средней группе в 2009 г. – на 4%, в 2010 г. –на 1%; в старшей группе показатели 2008 и 2009 годов были на равном уровне, в 2010 году увеличились на 4%; в подготовительной группе 2009г.-увеличилось на 1%, в 2010 наоборот снизился на 1%.
Показатели уровня общего развития детей в группах, участвующих в инновационной деятельности по развитию мелкой моторики и в группах, работающих в традиционном режиме в инновационном режиме в традиционном режиме Уровень общего развития детей участвующих в инновационной деятельности относительно уровня развития детей работающих в традиционном режиме за 3 года существенно отличается. Показатели с высоким уровнем в старшей группе в 2009г. лучше на 81%, 2010 –на 67%, 2011г.-80%; в подготовительных группах в 2009г. – лучше на 22%, 2010г-84%, 2011г-86%.
Показатели уровня общего развития детей подготовительной к школе группы Показатели с высоким уровнем готовности к школе в 2007г. относительно 2006г. улучшились на 29%; в 2008 уменьшились на 36%; в 2009 показатель был стабильно ровным, но 2,2% детей имели низкий уровень готовности к обучению; в 2011 году показатель низкого уровня повысился на 7,8%, с высоким снизился на 2,5%; в 2011 году с высоким уровнем готовности увеличилось на 9%, с низким уменьшилось на 10%.
2008г. – МБДОУ 15 «Березка», победитель конкурса образовательных учреждений ХМАО в номинации «Технология обучения и воспитания» Март 2008г. – выпуск брошюры «Развитие мелкой моторики руки ребенка, как основной компонент подготовки к обучению в школе». Распространение опыта инновационной работы на региональном и муниципальном уровнях
Апрель 2008г. - городское методическое объединении воспитателей старших и подготовительных групп «Развитие мелкой моторики и подготовка руки ребёнка к письму». Распространение опыта среди дошкольных учреждений города
Апрель 2008г. - городское методическое объединении воспитателей старших и подготовительных групп «Развитие мелкой моторики и подготовка руки ребёнка к письму».
Распространение опыта среди дошкольных учреждений города Ноябрь 2011г. - городской семинар - практикум «Развитие мелкой моторики как показатель готовности детей к обучению в школе».
Апрель 2011г. - на III научно-практическая конференция был представлен опыт работы: -Невзоровой Н.И., педагогом-психологом ДОУ- «Аспекты взаимодействия педагога- психолога с семьей»; -Родиной О.В., музыкальным руководителем, по теме «Формирование основ музыкальной культуры через взаимодействие с родителями»; -Халевиной О.Н., музыкальным руководителем - «Роль семьи в подготовке и театрализации музыкальных сказок, утренников в детском саду; -Шапкиной М.А., воспитателем, по теме «Формирование патриотических чувств к родному краю посредствам взаимодействия с семьей»; -Наумовой Т.П., инструктором по физической культуре - «Формирование мотивационных установок на ЗОЖ через взаимодействие с семьей»; -Хомяковой Г.В., зам. зав. по ВМР – «Теоретические основы влияния семейной атмосферы на формирование форм у детей позитивных представлений о семье». Ноябрь 2011г. - городской семинар-практикум для воспитателей МБДОУ и учителей ОУ города по теме «Развитие мелкой моторики как показатель готовности детей к обучению в школе». Ноябрь 2011г. - Невзоровой Н.И, педагогом-психологом ДОУ, представлен опыт работы по теме «Развитие интеллекта и мелкой моторики методом кинезиологии». Распространение опыта среди дошкольных учреждений города
Публикации Всероссийский уровень: 2008г. - участие в V Международной научно-практической конференции «Оздоровление средствами образования и экологии» – тема публикации «Подготовка детей к школьному обучению через развитие мелкой моторики» г. - конспект познавательного занятия для детей средней группы «Путешествие в зиму» воспитателя подготовительной группы Бердичевской В.В.; семинар-практикум для родителей 5- 6 лет «Поиграем» (направление развития опорно-двигательного аппарата), инструктора по физической культуры Наумовой Т.П. 2011г. – статья Польшиной М.И., воспитателя средней группы, «Развитие сенсорных способностей через познание окружающего мира». Окружной уровень: 2011 г. - интернет портал «Детские сады Тюменской области», сценарий развлечения «На диком западе», инструктора по физической культуры Наумовой Т.П., Родиной О.В. 2011г. - участники городского конкурса детского творчества «Моя Россия», «Пожарный доброволец» (март 2011г.). Муниципальный уровень: 2008г. - газета «Знамя», статья «Таланты детей находятся на кончиках пальцев». 2008г. – газета «Вкус жизни», статья «Деловое общение и хорошее настроение». Распространение опыта среди дошкольных учреждений города, округа, РФ.
Повышение качества дошкольного образования в свете требований модернизации. Социальное партнерство семьи и ДОУ Равные усилия участников образовательного процесса при реализации образовательной программы. ФГТ
Тема «Социальное партнерство семьи и ДОУ с детской библиотекой как ресурс социокультурного развития личности ребенка» г.г
Социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений деятельности образовательных учреждений разного уровня (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.). Одной из функций указанных учреждений является обеспечение базы для осуществления этого процесса. Поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющие резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства (семья, с др. социальными института, в частности с детской библиотекой), чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются. Актуальность
Цель: создание модели социального партнерства семьи и ДОУ с детской библиотекой как значимого ресурса социокультурного развития личности ребенка в условиях маленького города.
если создать условия и социальное партнерство семьи, ДОУ и детской библиотеки, как социокультурный ресурс это будет способствовать, развитию личности ребенка (самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, установок, а также социально- психологических особенностей в общении с людьми и повышению социальной компетентности детей дошкольного возраста. Гипотеза: если создать условия и социальное партнерство семьи, ДОУ и детской библиотеки, как социокультурный ресурс это будет способствовать, развитию личности ребенка (самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, установок, а также социально- психологических особенностей в общении с людьми и повышению социальной компетентности детей дошкольного возраста.
Новизна проекта заключается в обновлении содержания партнёрской деятельности ДОУ, семьи и детской библиотеки в соответствии с условиями современной социокультурной среды маленького города. Новизна проекта заключается в обновлении содержания партнёрской деятельности ДОУ, семьи и детской библиотеки в соответствии с условиями современной социокультурной среды маленького города.
Задачи: выявление сущностной характеристики понятия «социальное партнерство в образовании»; изучение литературы и педагогического опыта по теме социального партнерства семьи и ДОУ с библиотекой; анализ социокультурной ситуации в условиях маленького города; изучение проблемы детского чтения среди детей, родителей, педагогов ДОУ; изучение особенностей семей, способов воспитания и установления контактов с семьей; определение структуры, содержания и условий социального партнерства семьи и ДОУ с детской библиотекой как ресурса социокультурного развития личности ребенка; определение критериев успешного построения социального партнерства (повышение уровня социальной компетентности детей дошкольного возраста, развитие мотивации родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем, повышение педагогической культуры родителей); доказательство позитивного влияния социального партнерства на уровень развития личности ребенка и его успешной социализации при переходе на следующую образовательную ступень.
Благодарим за внимание!