Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории Главной областной психолого-медико-педагогической консультации ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», Селянина Светлана Юрьевна
Схема системного нарушения при тяжелых нарушениях речи (ОНР, Моторная алалия) Несформированность фонематического восприятия (см. Р.И.Лалаеву, Т.Б.Филичеву, Г.В.Чиркину) Нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова (см. О.В.Правдину, А.К.Маркову) Недостаточный объем активного словаря. Трудности актуализации даже хорошо знакомых слов Нарушение грамматического строя речи (см. Г.И.Жаренкову, Р.И.Лалаеву, Е.Ф.Соботович,) Низкий уровень развития аналитико-синтетической деятельности (не формируются языковые обобщения, позволяющие устанавливать нужное соотношение между частями сложного предложения). Трудности при формулировании сходства и различия между предметами и явлениями. Недоразвитие обобщающей функции слова Трудности при понимании и построении сложных предложений, логико-грамматических конструкций. Несформированность фонематического анализа и синтеза Несформированность языкового анализа и синтеза Нарушение программирования высказывания (недостаточность речи, динамики мыслительных процессов) Сложности при развитии вербально-логического мышления Затрудненное общение с окружающими способствует нарушенному развитию познавательных процессов Снижение речевой мотивации!!! Понижение речевой активности!! Затруднения в учебной деятельности, сложности при обучении письму, чтению Вследствие недостаточности внутренней речи, динамики мыслительных процессов – испытывают сложности в написании сочинений Недостаточная способность к моделированию, замещению, символизации! Нарушение вербального внимания, вербальной памяти (особое внимание на линейный ряд!) Недостаточная сформированность оптико-пространственного гнозиса (временной анализ и синтез)
Направления профилактической работы 1.Поэтапная, систематическая работа на обучение детей умению выделять в каждом явлении главное и второстепенное, постепенное подводить детей к пониманию причины того или иного события, его логического завершения. А) Уяснение логических связей и последовательности событий и явлений послужит основой для составления связных предложений, рассказов, подготовит к овладению грамотой.. Б) Формирование навыка использования синтаксических и морфологических структур путем выполнения последовательных действий (прослушивание модели в разных лексических вариантах, ее повторение, образование по аналогии ) В) Формирование навыка использования синтаксических и морфологических структур путем выполнения последовательных действий (прослушивание модели в разных лексических вариантах, ее повторение, образование по аналогии ) Г) (Т.к. языковые правила у детей с ОНР самостоятельно в процессе онтогенеза не формируются!) - Основа на онтогенез речи + традиционные и нетрадиционные методы и приемы коррекционного обучения (информац. коммуникац. технологии) + соблюдение принципов коррекционной работы 2.Формирование звукопроизношения (автоматизация всех этапов!) 3.Формирование фонематического анализа и синтеза 4.Формирование языкового анализа и синтеза 5.Развитие связной речи 6.Формирование лексико-грамматических категорий 7.Развитие психических процессов (внимания, памяти, формирование вербально- логического мышления) 8.Формирование оптико-пространственных, пространственно-временных представлений 9. Развитие мелкой моторики пальцев рук Взаимодействие логопеда с др. специалистами, родителями, учителями нач. кл. ; Взаимодействие = семья +д/с+школа
Предпосылки письма Письменная речь Слышать, различать звуки речи Видеть, ориентиро ваться Быть вниматель ным! Мотива ция! Мелкая моторика! Запоми нать! Думать, понимать, вербально- логическое мышление Говорить, правильно произносить звуки