Организация воспитательной работы в классе казачьей направленности
С 2001 года в Краснодарском крае появились различные организационно-педагогические подходы к этнокультурной социализации школьников в контексте казачьей направленности учебно-воспитательной работы: Формирование казачьих классов в рамках образовательной среды школы (в качестве приоритета этих классов – традиционная культура кубанского казачества, воспитание традиций коллектива с использованием ценностей духовной жизни казачества); Создание этнокультурного образовательного пространства в школе (клубы, ансамбли, студии и др.); Деятельность кадетских корпусов, групп и классов казаьей направленности; Создание кадетских классов в ОУ (зачастую происходит подмена понятий «кадетский» и «казачий» класс)
Цели организации классов и групп казачьей направленности: - воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества, обеспечивающих действенное служение Отечеству; - возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций Кубанского казачества; - физическое, военно-патриотическое воспитание учащихся; - подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах России.
Начальная школа - знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Основное образование Общеобразовательные предметы в соответствии с базисным учебным планом Предметы регионального компонента содержания образования Дополнительное образование Учебные дисциплины, знакомящие учащихся с историей, традиционной культурой кубанского казачества Внеучебная воспитательная работа Система воспитательных мероприятий, направленная на возрождение духовных, исторических, военно-патриотических традиций кубанского казачества Деятельность детских общественных организаций, системы ученического самоуправления Организация летнего отдыха учащихся
Основные воспитательные аспекты в классах казачьей направленности: Военно-патриотический аспект (казак – доблестный защитник Отечества); Трудовой аспект (казак – труженик); Морально-нравственный аспект (казак – дисциплинированный и воспитанный человек) Все три аспекта формировались не столько под влиянием атмосферы, царящей в семье, сколько под строгим контролем всего общества. Основной силой воспитания являлись традиция и цель.
Военно-патриотический аспект (казак – доблестный защитник Отечества) предполагал наличие высокой боевой выучки (владение фехтованием шашкой, джигитовка, меткая стрельба, рукопашный бой и т.п.) предполагал чувство вдохновенного патриотизма (рассказы пожилых казаков о сражениях, выход на службу с оружием предков, ранние браки)
Трудовой аспект (казак – труженик) Обязательное посильное участие детей во всех видах основных хозяйственных работ с учетом возраста и пола Постоянный характер трудовых обязанностей, закрепленных за детьми и подростками. Воспитание гордости за то, что казаки отличаются трудолюбием
Морально-нравственный аспект (казак – дисциплинированный и воспитанный человек) Подчинение уклада жизни глубокой религиозности православной веры (обязательное участие всех членов семьи во всех религиозных обрядах и действиях) Участие детей и подростков во всех общинных традициях, праздниках, обычаях. Одна из основ нравственного воспитания – культ предков
Внеучебная деятельность – формы активности, посредством которых происходит развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей школьников, приобретение ими собственного социально-культурного опыта. Внеучебная деятельность Внеклассная воспитательная работа Внешкольная воспитательная работа Взаимодействие школы с семьей Организация взаимодействия в социуме Взаимодействие с казачьими обществами
Функции внеучебной деятельности Непосредственное воздействие на ребенка: -Алгоритм воспитательного воздействия. Создание воспитывающей среды: -Сплочение коллектива; -Формирование благоприятной эмоциональной атмосферы; -Включение в разнообразные виды деятельности; -Развитие ученического самоуправления. Коррекция внешнего влияния: -взаимодействие с пед.коллективом и семьей, другими организациями и учреждениями; -Коррекция воздействия СМИ; -Нейтрализация негативных воздействий социума.
Нравственная основа деятельности – казачьи заповеди: ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: "НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ!" ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ
Классификация форм воспитательной работы «Статичные» формы (представления) «Статично- динамичные» (созидание) «Динамико- статичные» (путешествие)
Формы воспитательных мероприятий
Примерная(общая) схема ученического самоуправления в ОУ Ученическая конференция Актив школы Рабочие органы школы Классное собрание Актив класса Рабочие органы класса Учащиеся школы Уровень школы Уровень класса ПРИНЦИПВЫБОРНОСТИПРИНЦИПВЫБОРНОСТИ Общее собрание учащихся
Модель ученического самоуправления. Показывает структурную организацию органов ученического самоуправления Организационный блок Нормативно- правовой блок Определяет права и обязанности членов ученического самоуправления через нормативно-правовые акты Содержательный блок Отражает основные направления деятельности ученического самоуправления, показывает «участки работы» учащихся в школе Технологически й блок Раскрывает формы, методы, приемы, технологии деятельности ученического самоуправления Управленческий блок Определяет место органов ученического самоуправления в школьном самоуправлении, отражает основные формы взаимодействия с педагогическим и родительским самоуправлением Позиционный блок Раскрывает принципы, позиции на которых строится ученическое самоуправление, а также показывает все компоненты модели в их взаимосвязи
Примерные структуры ученического самоуправления в классах казачьей направленности
План воспитательной работы классного руководителя класса казачьей направленности – документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Основа для составления плана: 1.Анализ предыдущего периода. 2.Воспитательные задачи казачьего класса. 3.Материалы, советы, рекомендации ККИДППО. 4.Передовой опыт школы, города, района, края. 5.Возможности родителей, школы. 6.Воспитательный потенциал окружения школы. 7.Традиционные праздники, мероприятия кубанского казачьего войска. 8.События, факты, связанные с историей кубанского казачества, жизнью выдающихся казаков. 9.Предложения учащихся и родителей.
Примерная структура плана классного руководителя класса казачьей направленности: 1.Анализ воспитательной работы за прошлый год: -результаты воспитанности учащихся; -характеристика изменений, произошедших в коллективе; -как реализовывались поставленные задачи; -основные достижения, недостатки, их причины. 2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год: -они вытекают из анализа работы; -отличаются от задач предыдущего года; -конкретны и реальны для выполнения. 3. Содержание и формы работы с ученическим коллективом. 4. Взаимодействие с пед. коллективом, казачьим обществом, сопредельными структурами. 5. Работа с семьей, общественностью.