Формирование информационно- коммуникативных компетентностей учителя и ученика в начальной школе
Информационно-коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, именно поэтому её формированию уделяется особое внимание. Информационно-коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, именно поэтому её формированию уделяется особое внимание.
Что такое коммуникативная компетентность? Что такое коммуникативная компетентность? * Умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение * Умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения. умениями общения. * Готовность ставить и достигать цели устной и письменной * Готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям других людей. уважительного отношения к ценностям других людей. Что такое информационная компетентность? Что такое информационная компетентность? * Это способность при помощи информационных технологий * Это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. обрабатывать и передавать необходимую информацию. * Умение работать со всеми видами источниками * Умение работать со всеми видами источниками информации информации
Информационно-коммуникативная компетентность учителя
Информационная компетентность учителя Информационная компетентность учителя предполагает умения: предполагает умения: * владеть навыками работы с различными источниками информации: * владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; * самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и * самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; * ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них * ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; распространяемую по каналам СМИ; * владеть навыками использования информационных устройств: * владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, факса. факса. * применять для решения учебных задач информационные и * применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет. Интернет.
Коммуникативная компетенция учителя Коммуникативная компетенция учителя определяется минимум тремя составляющими: определяется минимум тремя составляющими: * когнитивной (что специалист знает по данному * когнитивной (что специалист знает по данному вопросу); вопросу); * операционной (как специалист реализует свои * операционной (как специалист реализует свои знания на практике); знания на практике); * позиционно-ценностной (как специалист относится * позиционно-ценностной (как специалист относится к данной сфере своей деятельности). к данной сфере своей деятельности). Эти составляющие проявляются в профессиональном Эти составляющие проявляются в профессиональном взаимодействии учителя с учениками, коллегами, взаимодействии учителя с учениками, коллегами, родителями, администрацией школы. родителями, администрацией школы.
Пути формирования информационно - Пути формирования информационно - коммуникативной компетентности учителя
Самообразование учителя Самообразование учителя
Диагностика коммуникативной компетентности учителя. Лист диагностики Лист диагностики (Дать ответ «да» «нет» «не знаю») (Дать ответ «да» «нет» «не знаю») 1.Я осознаю свою ответственность в том, что любое мое 1.Я осознаю свою ответственность в том, что любое мое высказывание должно быть понято высказывание должно быть понято 2.Я владею культурой общения. 2.Я владею культурой общения. 3.Я могу испытать чувство гордости за успехи коллег. 3.Я могу испытать чувство гордости за успехи коллег. 4.Я могу признать свою ошибку. 4.Я могу признать свою ошибку. 5.Я могу отстаивать свою точку зрения. 5.Я могу отстаивать свою точку зрения. 6.Я умею делать выводы. 6.Я умею делать выводы.
Работа с компьютером
Заседание кафедры «Начальное обучение» «Информационно-коммуникативные компетентности учителя и ученика начальной школы»
Пути формирования информационно - коммуникативной Пути формирования информационно - коммуникативной компетентности ученика компетентности ученика
Для реализации технологии формирования информационно Для реализации технологии формирования информационно коммуникативной компетентности школьников должна быть коммуникативной компетентности школьников должна быть сконструирована образовательная среда как условие сконструирована образовательная среда как условие обучения и развития. обучения и развития. Образовательная среда ориентируется на осознание школьником Образовательная среда ориентируется на осознание школьником целостного миропонимания; на получение представления об целостного миропонимания; на получение представления об информационных объектах и на их преобразование в информационных объектах и на их преобразование в человеческой практике, в том числе с помощью средств человеческой практике, в том числе с помощью средств информационных технологий, технических и программных средств; информационных технологий, технических и программных средств; на овладение школьником совокупностью общеобразовательных на овладение школьником совокупностью общеобразовательных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде. информационной среде.
Для успешного формирования Для успешного формирования информационно-коммуникативной информационно-коммуникативной компетентности младшие компетентности младшие школьники должны уметь: школьники должны уметь:
- работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для возрастного восприятия; - работать с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для возрастного восприятия;
-строить монологическое высказывание(по предложенной теме, по заданному вопросу);
- участвовать в диалоге; - участвовать в диалоге;
- элементарно обосновывать высказанное суждение;
- представлять материал в табличном(схематическом) виде; - представлять материал в табличном(схематическом) виде;
- искать(проверять) необходимую информацию в словарях, каталоге библиотеки;
-упорядочивать информацию;
- владеть первоначальными умениями работы с интерактивной доской;
-уметь работать в группе; -уметь работать в группе;
- знать языки общения, используемые народной культурой.
Вывод:Информационно-коммуникативная компетентность включает в себя не только сформированные представления о современной компьютерной среде, ресурсах Интернета, владение компьютером, но и умение высказывать своё мнение, проявление активности в обсуждении различных вопросов, установление новых коммуникативных связей и приобретение детьми навыков общения и взаимодействия.