Взаимодействие семьи и школы в процессе социализации младшего школьника
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений, персональная среда жизни и развития ребенка. Школа – центр воспитательного пространства. В традиции российской школы – создать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С. Выготский), среду общения, поле деятельности, которые невозможно заменить даже очень интересным уроком.
Цель проекта Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотивации его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала.
Задачи 1.Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. 2. Консультативная – совместный психолого- педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков. 3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Предполагаемый результат проекта Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Реализация личностно- профессионального роста педагогов. Раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы.
Направление и формы взаимодействия семьи и школы 1. Изучение условий семейного в оспитания. 2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса. 3. Психолого- педагогическое просвещение родителей. 4. Взаимодействие с родительским комитетом. 5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
Изучение условий семейного воспитания Методы изучения семей Типы семей Параметры социализации семей
Методы изучения семей Наблюдение Индивидуальные беседы Тестирование Анкетирование Диагностика Деловые игры Анализ детских рассказов и рисунков
I тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений III тип: конфликтные семьи II тип: семьи С Н ормальным И отношени Я м И IV тип: внешне благополучные семьи, в которых отсутствуют истинные нравственные ценности V тип: неблагополучные семьи С аморальным поведением ТИПЫ СЕМЕЙ
Параметры социализации семьи Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества. Социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе. Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни. Демографический параметр определяется структурой семьи.
Реализация системы взаимодействия семьи и школы Тематические собрания по классам Работа с семьями учащихся, состоящих на внутришкольном контроле Консультативная работа Работа с социально - неблагополучными семьями Привлечение родителей к работе по искоренению вредных привычек СОДЕРЖАНИЕ
Основные формы работы с родителями Лекции Дискуссии Семейные советы Круглый стол Устный журнал Беседы Анкетирование Педагогически направленное наблюдение Микроисследования
Основные формы работы с учениками Беседа Классный час Рассказы детей, беседы Викторина Праздник Акция Конкурсы рисунков, стихов, сочинений Фотовыставка Конкурс рисунков
Примерная тематика родительских собраний
1 класс Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни. Распорядок дня первоклассника – залог здоровья. Влияние телевидения на нравственное воспитание школьников. Эмоции положительные и отрицательные.
2 класс Нравственное воспитание младших школьников в школе и дома. Формирование духовности у учащихся через чтение. Объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию. Как по-настоящему любить детей.
3 класс Значение общения в развитии личностных нравственных качеств ребенка. Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств. Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.
4 класс Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии. Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребенка. Здоровый образ жизни школьников. Итоговое собрание Итоги обучения в начальной школе
Примерная тематика работы с младшими школьниками
1 класс Что значит быть ответственным Папа, мама, я – спортивная семья Семейное дерево Результат реализации: 1. Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам. 2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера. 3. Проявление внутренней позиции ученика. 4. Выявление потенциальных возможностей школьников.
2 класс Мои семейные обязанности Здоровая семейка Семейные праздники Результат реализации: 1. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. 2. Проявление внутренней позиции. 3. Формирование навыков внутренней позиции. 4. Формирование нравственных понятий
3 класс Моя семья – это… В здоровом теле здоровый дух Мир вокруг меня. Какой он? Результат реализации: 1. Формирование нравственных понятий. 2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой. 3. Накопление опыта нравственного поведения. 4. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.
4 класс Что я чувствую, когда нет рядом родных Папа, мама, я – читающая семья Когда мы вместе Результат реализации: 1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности. 2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье. 3. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности. 4. Снижение агрессивности в поведении учащихся.
Мониторинг реализации программы Мониторинг проекта реализуется на основе диагностических методов, наблюдений и других форм работы по изучению личности учащихся, семьи и взаимоотношений.
Проект разработали: 1.Бабаева Л.Р 2.Гайнуллина А.А. 3.Зилеева Н.Я. 4.Марданова Е.У. 5.Минизянова Р.Р. 6.Мухарямова Э.Н. 7.Фатихова В.А. 8.Шарифуллина А.Ф.