Муниципальное общеобразовательное учреждение « Петрозаводская средняя общеобразовательная школа 34 с углублённым изучением финского языка, ассоциированная школа ЮНЕСКО »
Проект «Стремление к инклюзивной жизни – инклюзивная школа» Представительство Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ Карельский фонд развития образования (Аудит-центр) УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Цель проекта – обеспечение доступности к образованию детей с инвалидностью, детей с особыми образовательными потребностями через развитие инклюзивного образования. Сроки реализации проекта: Сентябрь 2009 г. – Октябрь 2010 г. (14 месяцев)
Инклюзивное образование все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где учитываются их особые образовательные потребности и оказывается необходимая специальная поддержка.
Подготовительный этап «На пути к инклюзии» Цель – популяризация и продвижение инклюзивного образования среди всех участников ОП. Основные направления деятельности Информационно - просветительское Научно - методическое Создание школьного инклюзивного пространства
Информационно-просветительское направление работы анкетирование; родительский всеобуч; Большой Совет школы воспитание культуры толерантности; проведение Уроков Доброты; сотрудничество и партнерство анкетирование; семинары, тренинги Работа с педагогами Работа с обучающимися Работа с родителями
Обучающи е семинар ы
Уроки Доброты
Воспитание культуры толерантности (программа для 1-4 классов) Тренинг «Учимся договариваться» Классный час во 2а классе «Ты, да я, да мы с тобой!» (составление декларации прав и обязанностей учеников 2 класса)
Выездной семинар «Из опыта работы по инклюзивному образованию г. Москвы»
Научно-методическое направление работы технология успешности; индивидуализация и дифференциация процесса обучения; педагогика сотрудничества; личностно-ориентированное обучение Обучающие семинары, тренинги Овладение технологиями инклюзивного обучения Круглый стол по обмену опытом «Как научить всех»
Создание школьного инклюзивного пространства Ожидаемый результат: комфортное образовательное пространство для всех участников образовательного процесса Инклюзивная культура Инклюзивная практика Инклюзивная политика
1. Укрепление системного подхода в развитии инклюзивного образования (укрепление нормативно- организационной основы развития инклюзивного образования) Анализ нормативной базы Разработка Положения об инклюзивном классе
Важнейшие международно- правовые акты Декларация прав ребенка (1959) Конвенция ООН о правах ребенка (1989) Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994) Конвенция ООН о правах инвалидов (2006)
Инклюзивное образование - составная часть национальной политики развития общего образования Конституция РФ Закон об образовании РФ 24 сентября 2008 года Министр иностранных дел С.В. Лавров подписал от имени РФ подписал Конвенцию о правах инвалидов
Инклюзивное образование, как основное направление обеспечения права на образование для лиц с инвалидностью, должно стать в РФ законодательно закрепленным институтом
Инклюзивное образование Все дети разные: есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол Все дети могут учиться Адаптация системы к потребностям ребенка
Инклюзивное образование Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Особые образовательные потребности Дети с ограниченными возможностями: дети- инвалиды, дети с ЗПР, ТНР Высокомотивированные дети Дети с различной степенью мотивации Дети современных миграционных потоков Дети-билингвы Гиперактивные дети
2. Развитие и укрепление знаний и навыков по инклюзивному образованию среди учителей и администрации школ, специальных педагогов и специалистов ПМПК и студентов педагогических вузов Проведение семинаров и тренингов Стажировка
Проведение «Уроков доброты» Работа с родителями 3. Формирование и развитие поддержки инклюзии со стороны школьного сообщества, включая учеников, родителей учеников с инвалидностью и родителей других учеников
4. Формирование в обществе положительного отношения и поддержки к развитию инклюзивного образования Общественная компания «Дети должны учиться вместе!» Показы фильмов о жизни людей с инвалидностью
5. Создание доступной среды в школах проекта (пандус, входной комплекс, подъемник, поручни в туалете) Оборудование школ (пандусы, широкие двери, доступные туалеты)
Региональная общественная организация инвалидов « Перспектива » Региональная общественная организация инвалидов « Перспектива » Начало деятельности – 1997 г. – 4 человека / 1 проект янв г. – 53 человека / более 80 проектов янв г. – 53 человека / более 80 проектов 90 % – молодые люди с различными формами инвалидности 90 % – молодые люди с различными формами инвалидности 20 февр. 2006