Рабочая программа как основа создания условий для социального саморазвития личности обучающегося. Дементьева Л.Г. методист МБОУ ДОД «ЦРТДЮ Тамбовского района»
Нормативно-правовой аспект В соответствии со статьей 9 Закона РФ «Об образовании» образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. (статья 26 Закона РФ «Об образовании»). В пункте 2.7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ « Об образовании» сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин».
Рабочая программа – нормативно- управленческий документ ОУ Рабочая программа образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога дополнительного образования. Каждый педагог имеет право: выбрать самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы; внести коррективы во все структурные элементы программы.
Структура рабочей программы Рабочая программа включает следующие структурные элементы: Титульный лист. Пояснительную записку. Учебно-тематический план. Содержание изучаемого курса. календар Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Список литературы (педагога и обучающегося).
Титульный лист включает: наименование образовательного учреждения (по уставу); где, когда и кем утверждена рабочая программа; название рабочей программы; возраст детей, на которых рассчитана программа, срок реализации программы; Ф.И.О., должность автора (авторов) программы; год разработки рабочей программы.
Пояснительная записка раскрывает: направленность рабочей программы; новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; цель и задачи рабочей программы; отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ; возраст детей, участвующих в реализации данной рабочей программы; сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы определения их результативности ; формы подведения итогов реализации рабочей программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.)
Учебно-тематический план включает: перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. выделение часов на: комплектование групп 1-го года обучения; вводное занятие; концертную, соревновательную деятельность; итоговое занятие п/пРазделы( темы) Количество занятий всеготеорияпрактика 1. Введение в программу Раздел «» Тема «» ИТОГО
Содержание рабочей программы раскрывает название разделов и краткое описание каждой темы внутри разделов, согласно нумерации в учебно-тематическом плане; при включении в программу досуговых и массовых мероприятий, в содержании программы необходимо указать тему и место проведения мероприятия.
Календарно – тематический план : Календарно – тематический план распределяет учебный материал в соответствии с учебным планом; соотносится с классным журналом и отчетом учителя о прохождении учебного материала. п/п Тема учебного занятияВсего часовСодержание деятельности Дата проведения Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности Практическая часть занятия /форма организации деятельности планфакт
Методическое обеспечение программы : Обеспечение программы: методическими видами продукции; учебные пособия; оборудования и приборы; технические средства обучения; тематические подборки материалов; методики контроля; диагностика; медиаресурсы и т.д.
Список литературы Как правило, состоит из двух частей: для педагогов, для обучающихся.
Утверждение рабочей программы Утверждение Программы предполагает следующие процедуры: Обсуждение Программы на заседании Педагогического совета; Утверждается приказом директора образовательного учреждения.