Методические рекомендации классным руководителям СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ КЛАССНОГО ЧАСА Подготовила заместитель директора по ВР ОШ 1 Худоназарова Л.И.
Известные ученые о классном часе «Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками» В. П. Созонов «Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя…» Л. И. Маленкова «Классный часэто одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» Н.И. Болдырев «Классный час это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приёмы, средства и способы организации взаимодействия» Е.В.Титова
Обобщенный вариант суждений педагогов-практиков Классный час - специально отведенное время классному руководителю для проведения воспитательной работы с учащимися класса.
Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
Педагогические задачи классного часа: 1)расширение и углубление знаний учащихся о природе, обществе, технике, человеке; 2)формирование и усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности; 3) формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка; 4)становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей; 5) формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Принципы работы классного руководителя Принцип обратной связи Принцип успешности Принцип привлекательности будущего дела Принцип открытости Принцип сотворчества
Функции классного часа Просветительская Ориентирующая Направляющая Формирующая
Методика организации и проведения классного часа Определение темы и задач классного часа Определение времени и места проведения классного часа Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа) Определение участников подготовки и проведения классного часа (задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу, определение степени целесообразности участия педагогов или родителей) Анализ его результативности
Советы по организации классного часа 1. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся и учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста. 2. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на некий конечный результат и решать определенные задачи. 3. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать некую системность, а не спонтанность.
Структура классного часа Вступительная часть (5-7 минут): цель - мобилизация внимания, проблематизация, определение значения (места) обсуждаемого вопроса в жизни человека, определение цели классного часа, эмоциональный настрой на обсуждаемую тему, предстоящий разговор, совместную работу. Основная часть (не более 35 минут): цель - рассмотрение основного содержания проблемы в соответствии с целями, задачами и функциями классного часа. Заключительная часть (не более 10 минут): цель - подведение итогов разговора, работы; создание чувства удовлетворения состоявшимся разговором; побуждение желания внести изменения в свое поведение, в жизнь класса; хорошо, если разговор перейдет в русло практических дел; не должна длиться слишком долго, чтобы не затмить основного содержания.
Формы проведения классного часа Воспитательный час (час классного руководителя); Экскурсия; Тематическая лекция; Беседы (этическая, нравственная); Диспут; Встречи с интересными людьми; Викторины по различным областям знаний; Дискуссии; КВН; Интерактивные игры; Сюжетно-ролевые игры; Игры путешествия; Театральные премьеры; Психологические игры и тренинги; Читательские конференции.
Виды классных часов Нравственные (этические); Тематические; Информационные; Психологические игры и тренинги.
Нравственный классный час На нравственных или этических классных часах решаются серьёзные нравственные проблемы. Они позволяют увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения.
Тематический классный час Расширяет кругозор учащихся, способствует духовному развитию школьников
Информационный классный час Формирует у учащихся собственное отношение к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего города, расширять кругозор, учить разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.
Алгоритм подготовки классного часа. составление тематики классных часов на новый учебный год; уточнение темы и цели классного часа; выбор формы проведения; определение времени и места проведения классного часа; определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа; подбор соответствующих материалов, наглядных пособий, музыкального оформления по теме; определение участников подготовки и проведения классного часа; распределение заданий между участниками и группами; проведение классного часа; анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
Способы определения результатов и эффективности классного часа Наблюдение за поведением учащихся в процессе подготовки и проведения мероприятия Наблюдение за поведением детей, их отношениями после проведения мероприятия Символическая оценка настроения после мероприятия или цветограмма Анкетирование участников деятельности
Благодарю за внимание