Воспитательная система «Познай себя» – единая учебно-игровая среда 4 класс МБОУ «Хонхолойская СОШ» Классный руководитель: Коршунова Т.Ф.
Актуальность. В настоящее время усилилось внимание к проблеме духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Целью воспитательной работы является создание условий для всестороннего развития учащихся в различных сферах общественной жизни, раскрытие и реализация их потенциала. Перед классным руководителем поставлены следующие задачи: воспитание гуманного человека, любящего людей и всё живое, доброго, способного к сопереживанию; формирование гражданских и нравственных качеств; развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире. Важной частью современного образования является также и формирование социально значимых компетенций.
При изучении развития классного коллектива во 2-ом классе (путём педагогического наблюдения и опроса), был получен такой график. «Провалы» в линии графика показали наиболее острые воспитательные проблемы классного коллектива: слабо проявляются сотрудничество и согласованность в работе, у большей части учащихся нет целеустремлённости, ответственного отношения к учению, отсутствует творческое самовыражение личности. 1.Самоуправление 2.Общественное мнение 3.Дисциплина 4.Сотрудничество 5.Дружба и взаимопомощь 6.Творческое самовыражение 7.Нравственные качества 8.Отношения к знаниям 9.Любознательность Показатели развития классного коллектива (2 класс)
Особую значимость приобретает проблема становления детской самостоятельности, инициативности и ответственности. Учебная самостоятельность существенно зависит от опыта учебного сотрудничества. Одна из целей воспитательной работы состоит в том, чтобы направлять и регулировать активность учащихся через организацию сотрудничества учеников друг с другом. Учитель при этом выступает как партнёр взаимодействия. Одним из путей формирования межличностных отношений во время внеклассного занятия является организация парных и групповых форм сотрудничества.
Практические формы организации воспитательного процесса: Классные часы - конкурсно-игровые программы: «Доброта приносит людям радость». Игровая задача: выбор самой доброй пары. Учебно-методическая задача: формирование толерантных отношений между детьми. Результат: дети становятся добрее друг другу и окружающим, проявляя в выражении добрых чувств творческую индивидуальность. «Дружба начинается с улыбки» Игровая задача: выбор самой дружной пары. Учебно-методическая задача: создать сплочённый, дружный коллектив, пробудить интерес к поиску знаний. Результат: под действием игровых правил формируется умение дружить, развиваются творческие способности, класс превращается в дружный коллектив.
В игре участвуют все учащиеся. Иногда победителем становится и трудные в воспитании ученики, так как для них создаётся ситуация успеха, когда он начинает верить в себя. Каждый младший школьник всегда хочет быть хорошим.
«Кто много читает, тот много знает» Игровая задача: выбор самой читающей пары. Учебно-методическая задача: прививать интерес к чтению. Результат: улучшилась техника чтения, заметнее проявляется их творческая активность. «Когда окружающие тебе улыбаются» Игровая задача: выбор самой культурной пары. Учебно-методическая задача: формирования умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Результат: школьники стараются действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях, активнее проявляют собственную инициативу.
«Грамоте учиться – всегда пригодится» Игровая задача: выбор самой грамотной пары. Учебно-методическая задача: формирование устойчивого интереса к учению, развитие творческих качеств и познавательной активности детей. Результат: у школьников повышается интерес к урокам русского языка, литературного чтения, к сочинительству. «Считай, смекай, отгадывай» Игровая задача: выбор самой смекалистой пары. Учебно-методическая задача: создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии. Результат: увеличилось число детей, которые с интересом решают задачи, требующие творческого подхода.
«Кто аккуратен, тот людям приятен» Игровая задача: выбор самой аккуратной пары. Учебно-методическая задача: воспитание аккуратности. Результат: ученики стали следить за своим внешним видом, аккуратнее и эстетичнее выполнять работы (классные и домашние задания, рисунки, поделки). «Чтоб здоровым и сильным быть, надо спорт любить» Игровая задача: выбор самой спортивной пары. Учебно-методическая задача: развивать основные двигательные качества – силу, быстроту, выносливость; заботиться о сохранении здоровья. Результат: школьники с удовольствием участвуют в спортивных мероприятиях, добиваясь хороших результатов.
Экскурсия «Достопримечательности Мухоршибирского района» Практические формы организации воспитательного процесса: Виртуальное путешествие «Семь чудес России и Бурятии»
Практические формы организации воспитательного процесса:
Игра Поле Чудес «Что за прелесть эти сказки!»
Практические формы организации воспитательного процесса: Поисково- исследовательская работа «Я садовником родился»
Практические формы организации воспитательного процесса: Кружок «Смекалка»
Практические формы организации воспитательного процесса: Клуб Любознательных «Птичьи имена»
Система «Познай себя» помогает вызвать у учащихся интерес к учебной деятельности, помогает им увидеть свои недостатки и достоинства, способствует свободному и полному раскрытию творческой фантазии и способностей, формированию потребностей в дальнейшем совершенствовании их творческих возможностей.
Показатели развития классного коллектива 2 класс – 4 класс 1.Самоуправление 2.Общественное мнение 3.Дисциплина 4.Сотрудничество 5.Дружба и взаимопомощь 6.Творческое самовыражение 7.Нравственные качества 8.Отношения к знаниям 9.Любознательность