Разработала урок ХУСНЕТДИНОВА Л.Г., учитель русского языка и литературы МОУ «Чуваштимяшская СОШ» Ибресинского района ЧР
Цели урока: * познакомить учащихся с местоимениями как с особой частью речи и особенностями употребления местоимений в речи; развивать способность грамотно использовать местоимения в речи учащихся; воспитывать стремление строить свою речь красиво и лаконично, избегая ненужных повторений.
«Штормы и ветры нам не страшны, Ждут берега нас далекой страны» Н АШ ДЕВИЗ:
КАРТА МАРШРУТА Синтаксический разбор предложения. Словарная работа. * Новая тема. Разряды местоимений. Тренировочные упражнения. Физкультминутка /привал/. Письмо по памяти. Итоги урока /устное тестирование/. Телеграмма.
В поход мы возьмём компас, рюкзак и гитару. Задание: синтаксический разбор предложения.
Словарная работа Рюкзак – заплечный вещевой мешок. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Маршрут – путь следования. Гитара – струнный щипковый музыкальный инструмент.
Ресурс Единой коллекции ЦОР Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, лицо, признак, количество, но не называет их конкретно. Например: Коля – он, дети – они, с папой – с ним и т.п.
Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена!
РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ Местоимения, употребляемые вместо существительных Местоимения, употребляемые вместо прилагательных Личные: я, ты, мы, вы, он(она, оно), они Вопросительные: кто, что Неопределенные: кто-то, что-то, кто-нибудь, что- нибудь, кое-кто, кое-что, некто, нечто Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего Относительные: кто, что Возвратное: себя Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой Вопросительные: какой, который, чей Неопределенные: какой-то, некоторый, некий, кое-какой, чей-либо Отрицательные: никакой, ничей Определительные: всякий, каждый, любой, весь, всё, все, сам, другой, самый Указательные: этот, тот, такой, сколько, столько
Найдите местоимения 1. Ласточка с весною в сени к нам летит. 2. Пустите меня на свободу лететь, Туда, где леса зеленеют. 3. С олнце жарче припекает, Небо дождь на нас прольёт. 4. М ы сегодня в лес пойдём За зелёной ёлкой. 5. Д ам тебе я зёрен, А ты песню спой! 6. Они дружно отправились на экскурсию.
мы нам меня нас они ты я Какие местоимения встретились в нашей работе?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ Привет, Россия, - родина моя! Как под твоей мне радостно листвою! И пенья нет, но ясно слышу я Незримых певчих пенье хоровое. (Н.Рубцов) Задание: списать стихотворение в тетради, найти местоимения и определить разряд. Словарная работа: незримый–- то же, что невидимый.
Кто же такой В.Высоцкий? Высоцкий начал петь свои песни со сцены в 1965 году. Все песни он первый раз всегда пел своей матери. А 18 января 1967 года состоялось его первое официальное выступление. В.Высоцкий - поэт, бард, актер. Бард – 1) у древних кельтов: певец- поэт; 2) поэт и музыкант, исполнитель собственных песен.
1. Когда руки бывают тремя местоимениями? 2. Какой остров называет местоимение, когда говорит о своей величине? 3. Какие два местоимения мешают движению по дорогам? 4. Сколько личных местоимений в слове СЕМЬЯ? 5. Какое местоимение не имеет именительного падежа, рода, числа?
Письмо по памяти Учащиеся оформляют письмо по памяти – девиз урока в своих маршрутных листах (тетрадях). Задание: найти местоимения и определить их разряд.
ИТОГИ УРОКА Устное тестирование : 1. Местоимение – часть речи, которая …. 2. Местоимения, употребляемые вместо существительных: … 3. Местоимения, употребляемые вместо прилагательных: … 4. Местоимение … не имеет именительного падежа, рода, числа. 5. В предложении местоимение может быть … Лингвистическая задача: Спросил молоток у моря: -Отчего камни на твоем берегу такие гладкие, а я сколько ни бью – все колючие и шершавые? -А я их ласкаю, - прошептало море. 1) Найти местоимения и определить их разряд; 2) Как называются подчеркнутые слова?
Домашнее задание: § 79, упражнение 646 (списать, указать разряд местоимений), написать сочинение – миниатюру по одной из пословиц. Аттестация учащихся.
Телеграмма «Дорогие ребята! Всем спасибо за урок. Лариса Григорьевна».